Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 07 сентября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/57460/

Меланхоличный отказ

рубрика: Культура
Автор: Яна ГУЛЯЕВА

Ажиотаж вокруг последней картины Ларса фон Триера «Меланхолия» небывалый. Только в России на данный момент сборы фильма составляют практически миллион долларов. На днях эту картину смогли увидеть и ярославские киноманы.

 


Кассовый успех артхаусного режиссёра выглядит чем-то неожиданным только для тех, кто не смотрел «Меланхолию». Конечно же, зрительский интерес обеспечивает участие в картине голливудской звезды Кирстен Данст, которая, между прочим, за свою роль была награждена Золотой пальмовой ветвью на последнем Каннском кинофестивале. Но залог успеха картины скорее в другом – в её жанре.

Дистрибьюторы назвали «Меланхолию» фильмом-катастрофой. Жанр, который всегда был золотой жилой для голливудской киноиндустрии, стал в какой-то момент близок режиссёру, чьи творческие принципы в кино, казалось бы, находятся в совершенно чуждой Голливуду области кинематографа. Но это не хитрая уловка продюсеров фильма, которые якобы подогнали картину под удобный для восприятия широкого зрителя шаблон.

Действительно, Ларс фон Триер, этот великий и ужасный мастер артхауса, снял фильм о конце света. Но уличать режиссёра в продажности киномейнстриму всё же не стоит, так как «Меланхолия» – чрезвычайно интересное кино не о том, как рухнул мир, а о том, почему он рухнул.

Фильм разделён на две части. В первой мы видим свадьбу девушки Джастин (Кирстен Данст). Любящий муж, заботливая сестра (Шарлотта Генсбур), успешная карьера в рекламном бизнесе – всё вроде бы складывается для неё на редкость благополучно. Но Джастин гложет неизъяснимая тоска. Правила игры диктуют ей быть верной женой и успешной карьеристкой, но ни семья, ни карьера не нужны ей. А что нужно, она и сама не знает. В конце концов меланхолия победит Джастин, и в тот же миг произойдёт конец света для отдельно взятого человека. В один вечер жизнь девушки рухнет: уволит шеф, бросит муж, отвернутся родители.

Во второй части фильма тоска Джастин материализуется в виде опасной для всего человечества угрозы из космоса. Планета Меланхолия столкнётся с Землёй, неумолимо уничтожив в своём огне все надежды людей на спасение. Настроение меланхолии в фильме Триера заведомо победят здравый разум и желание жить, оставив лишь глухую темноту после себя.

«Земля – это зло, – говорит Джастин. – Зло должно умереть». Триер приговорил человечество к смерти и сам совершил приговор над ним. Конечно, можно было бы обвинить режиссёра в мании величества, если бы не одно «но». Как в фильме планета проглотила героев, так же, только в реальности, режиссёр отступил перед своей Меланхолией. Триер не выглядит победителем. Он сам пережил свой конец света, сняв картину, которая принципиально не похожа по стилю на все его предыдущие работы.

До «Меланхолии» Триер снимал фильмы-провокации: острые, жёсткие, порой даже агрессивные («Догвилль», «Танцующая в темноте» и т. д.). Но, как и у большинства современных артхаусных режиссёров, его предыдущие картины, на мой взгляд, были лишь играми разума, неспособными вызывать глубокие и сильные эмоции. Ведь кино помимо разминки интеллекта должно в первую очередь обращаться к инстинктам человека, иными словами, удовлетворять эстетическую потребность. Первая же мысль после просмотра «Меланхолии» – этот фильм снят не Ларсом фон Триером, а кем-то другим. Картина на удивление точна в прорисовке психологических образов героев. При желании можно найти множество отсылок и к Берг­ману, и к Тарковскому, но использованы они с чувством такта и полностью вписываются в ткань фильма. Также в картине есть слаженный актёрский ансамбль, что подтверждает наличие у Триера таланта актёрского режиссёра, и это вообще-то нонсенс.

Что произошло с режиссёром, чтобы он отошёл от своих принципов в кино, сложно сказать. Может, это творческий кризис, а может, эксперимент над своими возможностями. Во многих интервью Триер принижает уровень последней картины, называя её «женским кино», «сливки со сливками»... Но меланхолия, которой сейчас объят режиссёр, вряд ли позволит ему понять то, что фильм на самом деле заслуживает более похвальных слов в свой адрес. Это выдающаяся картина, в которой гармонично сочетаются форма и содержание, замысел и полученный на выходе результат. «Меланхолия» может стать отправной точкой для совершенно нового Триера – лиричного и сентиментального. А что, крайне интересно было бы увидеть комедию или мелодраму от Ларса фон Триера. Но всё это, наверное, мечты, которым вряд ли суждено сбыться.