Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 06 декабря 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/58362/

Пацаны смотрят вдаль и верят, но трамвай не едет пока

рубрика: Культура
Автор: Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Говорят, что ТВ развращает

и опустошает. Может быть, зачем спорить с очевидным-невероятным? Тем не менее директор «Первого канала» Константин Эрнст в своём недавнем каннском выступлении на MIPCOM-2011 объявил, что альтернативы ТВ по сути нет. Оно и только оно объясняет людям в России время, в котором они живут, даёт коды поведения в той или иной ситуации, рассказывает об окружающем мире и сохраняет баланс представлений о добре

и зле: «Так устроена психика homo sapiens».

 


На телеканале ТНТ эту мысль перевели на язык образов. Трогательная попытка канала доказать немалую пользу от ТВ – запущенный чуть больше года назад комедийный сериал (ситком) «Реальные пацаны», третий (и, возможно, последний) сезон которого заканчивается буквально на днях.

Гопнику «с района» Коляну там предлагают сняться в телевизионном реалити-шоу, по ходу которого он должен избавиться от вредных привычек и стать хорошим парнем. За ним по пятам будет следовать оператор, снимающий его жизнь, работу и друзей. От Коляна требуется только жить честно. И он соглашается.

«Он простой пацан, без пафоса и гламура; ходит в трениках и пытается встать на путь исправления... Каким будет этот путь?» – как сказано на фан-сайте ситкома. Коляну и деваться некуда – ему грозит неусловный срок за кражу канализационных люков. Далее мы получаем комплект сюжетов в старинном формате «романа воспитания»: телекамера воспитывает Коляна и его друзей, отучая их от плохих манер и приучая к хорошим. Она, как «Большая Сестра», цензурирует жизнь персонажей и принуждает их быть немного «правильней».

Не сразу всё выходит. Но в третьем сезоне выйдет уже почти наверняка.

Оцените игровой парадокс автора идеи ситкома Зайцева: ничему дельному местных парней жизнь научить не смогла – и понадобилось чудодейственное вмешательство ТВ, чтобы симпатичная плотва – Колян, Антоха и Вован – малость цивилизовалась.

Говорят, что ситком – «копия» канадского сериала «Парни из Трейлерпарка / Trailer Park Boys». Наверное. Но перевод американского проекта на язык родных осин получился очень убедительным.

Вообще цивилизация обозначилась в этих спально-пригородных местах весьма поверхностно. Слегка отметилась. Люди живут тут как сорняки, пусть даже с мобильником Nokia TV C1000 в кармане, а то и с iPhone 3G (умеют на ТНТ ненавязчиво рекламировать «то, что в рекламе не нуждается»!). Духовный примитив и культурное варварство обитателей «района» создателями ситкома предъявлены нам без патетики, со смешком, иногда конфузливым, но чаще «понимающим» и принимающим.

Здесь своя эстетика, свои манеры, свой колоритно-банальный сленг: чёканье, нуканье, грубоватые навороты и специфическое острословье:

Такие косячили, косячат и косячить будут! – Измена – это как удар между ног, только вот сюда [в сердце]. – Так, слышь, ты, адвокат, ну-ка щеманулась отсюда, пока я в расположении. – Коля, ты их в ванную не води – у меня там лифчики сушатся.

...И вдруг – в эти довольно скудные духом места разом просыпается столько семян разумного, доброго, вечного. Вплоть до залётной книжки французского аристократа Сент-Экзюпери, откуда в действие фильма (и, кажется, в мотивации его создателей) привносится, правда, лишь самый расхожий слоган о том, что мы в ответе за тех, кого приручили...

Но я почти поверил в перевоспитание Коляна и в благотворную роль в этом деле телекамеры. Тем более что сериал режиссёра Кадниковой не тупой. А обаятельный герой от авторов ситкома как бы в награду получает невесту из состоятельной семьи и квартиру в приданое. А что – это и по сию пору у нас чуть ли не самый убедительный социальный лифт! «Раньше он воровал колодезные люки, а теперь ездит на «Мерседесе». Год назад он запивал чебуреки пивом, а сейчас употребляет только здоровую пищу. Ещё вчера он засыпал в убогой каморке с ковром на стене, а теперь его шикарную квартиру ремонтируют немцы. И, наконец, совсем скоро реальный пацан Колян Наумов станет отцом!»

Есть в этом проекте ещё одна милая деталь: все съёмки проходили в Перми, родном городе большинства актёров сериала. Снимались в нём известные в городе люди. В итоге сериал, имитирующий реалити-шоу, был даже официально признан культурным достоянием Пермского края. Депутаты краевого парламента практически единогласно проголосовали за вручение ему премии в сфере искусства и культуры за 2010 год. Причина проста: «Реальные пацаны» подняли популярность Перми в России!

Однако такой брендинг ударяет бумерангом. Ну да, кто теперь не знает про пермских парней и девчонок? Но вот качество обнародованного человеческого материала таково, что гордиться-то, кажется, особо нечем.

Помнится, сериал «Бандитский Петербург» и смежные криминальные проекты ТВ необратимо трансформировали репутацию «культурной столицы России», представив её чуть ли не гнездом приневской мафии. А Пермь, кстати, тоже претендует на роль культурной метрополии; там небезуспешно реализует свои арт-проекты столичный культуртрегер Марат Гельман.

Но наш ситком не совсем-таки про это. Один пермяк с обидой написал даже в своём отзыве: «От просмотренного складывается полное впечатление, что у нас и правда «Город дебилов», цитируя одного из персонажей сериала. Словом всё, попав на канал из трёх букв, со временем неизбежно деградирует и скатывается в УГ, хоть я и не люблю этот лексикон». УГ, уточню, это одна унылая субстанция, воспетая однажды писателем-лауреатом Владимиром Сорокиным в вечно актуальном романе «Норма, или Хавай, что дают».

Вот такие у нас неблагодарные граждане телезрители.

А я теперь даже и не знаю, мечтать ли о том, чтоб и Ярославль как-нибудь похоже прославился на телеэкране?..

Но именно мечта о чём-то ином, гораздо лучшем и более правильном, владеет многими персонажами сериала, она сквозит в подтексте телесюжета о Коляне Наумове. Современном и извечном Иванушке-Дурачке, к финалу малость поумневшем. Оказывается, не всё так безнадёжно, как вам кажется. Люди могут меняться в лучшую сторону и, смеясь, прощаться со своим глупым прошлым.

Русская сказка о странствиях героя является народной рифмой к евангельской притче о блудном сыне. В пятничный вечер на «Первом» этаким вот блудным сыном России был представлен Владимир Высоцкий. Из всего, что можно было о нём сказать сегодня, телеканал вынянчил и выпестовал медицинскую тему наркозависимости – и посвятил фильм об актёре, поэте и барде тому, как Высоцкий стал жертвой врачей и безуспешно боролся с этой самой зависимостью... Мда. Если б не повторенная следом един­ственная телезапись концерта Высоцкого, можно было бы совсем приуныть от такой глубины в освоении темы о человеке и эпохе.

 


Комментарии