Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 09 декабря 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/58405/

Мы зависим друг от друга

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Ярославский художественный музей представляет персональную выставку народного художника России Николая Мухина «Социальная зависимость».

 


Это художественное мероприятие уже названо знатоками «сенсацией зимнего выставочного сезона». Предпосылок для столь смелого определения немало. Персональная выставка перешагнула выставочные рубежи уже в момент своего создания, обретя масштабы артпроекта. За месяц до вернисажа на улицах города появились баннеры с изображением произведений академика Мухина. Ограда губернаторского парка также трансформировалась в экспозиционное пространство – здесь разместились порядка пятисот произведений (фотокопий, разумеется) Николая Александровича, созданные им за несколько десятилетий активной творческой жизни. Этот ловкий экспозиционный ход крючком цепляет любого прохожего, заставляя невольно замедлить шаг: остаться равнодушным к развешенным среди пасмурного городского простора ярким картинам невозможно, а, значит, случайный зритель автоматически попадает в зависимость от художественного обаяния художника. «Защёлка» продуманного до мелочей механизма обоюдной зависимости друг от друга зрителя и творца, о чём, собственно, и хотел поведать Николай Александрович Мухин, срабатывает.

«Мы все зависим друг от друга, иногда немного, иногда очень сильно, – прокомментировал название своего артпроекта Николай Мухин. – Эта зависимость не унизительна и не уничижительна – это способ нахождения человека в обществе. И это совершенно нормально: не бывает абсолютно независимых людей». Внимательный участник процесса созависимости без труда заметит, что, до того как стать академиком, членом президентского совета по культуре, запатентовать оригинальный способ использования в картинах светящихся в темноте красок, прославиться на весь мир как создатель росписей в храме Христа Спасителя, художник Николай Мухин писал простые и понятные без авторских пояснений натюрморты и пейзажи. Зато без профессиональных комментариев (желательно от первого лица) созданные специально для этого проекта сакральные инсталляции «прочитать» достаточно трудно. В единое художественное пространство художник объединил изображение Христа, двенадцать зеркал и накрытый для трапезы стол. Таким образом, каждый из зрителей, встав напротив зеркала, может представить себя на месте участников знаменитой «Тайной вечери». Смелый ход мысли, согласитесь. Сам себя Николай Мухин в шутку называет «древнерусским художником», имея в виду, как давно он занимается живописью. Это не помешало Мухину выработать свой собственный стиль письма в иконографии. Он ломает все мыслимые стереотипы, пишет, как дышит, утверждая право художника на самовыражение вне жёстких рамок общественного мнения. «Художником не становятся в одночасье, это огромный многолетний труд. Смею предположить, что искусство рисования – это точная наука, как математика или физика, требующая над собой героических усилий и знаний истории предмета. Ремесло нарабатывается с годами, но и оно не главное. Главное, на мой взгляд, твоё восприятие окружающего мира со всеми его радостями и бедами», – уверен Николай Мухин. Директор художественного музея Алла Хатюхина назвала артпроект «Социальная зависимость» «музеем в музее», порадовавшись представившейся провинциальному учреждению культуры возможности экспонировать проект академика Мухина, сделавшего бы честь лучшим столичным залам.