Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 мая 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/60274/

«Ярославль-Главный»... в Колонном зале Дома Союзов

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Сегодня свой 67-й концертный сезон заканчивает Ярославский академический симфонический оркестр под управлением народного артиста России Мурада Аннамамедова. У программы, в которой звучат две симфонии разных авторов под одинаковым номером «пять» – одна Петра Ильича Чайковского, другая – классика армянской музыки ХХ столетия Авета Тертеряна, неожиданное название: «Ярославль-Главный». С комментария к этому девизу и начал своё интервью «Северному краю» маэстро Аннамамедов:

 


– Известное всей стране название ярославского вокзала, думаю, вполне подходит для концовки сезона. Во-первых, метафора означает, что где бы мы ни играли, главный наш слушатель, он всё-таки здесь, в Ярославле. Подходит она и к последней программе сезона: вслед за ярославцами услышат её в Колонном зале Дома Союзов столицы москвичи и гости ежегодного 7-го форума симфонических и камерных оркестров мира. Девизом «Ярославль-Главный» мы и говорим нашим будущим слушателям: «Добро пожаловать!». Ярославскому оркестру предоставлена честь открывать этот не имеющий в мире аналогов фестиваль. Он посвящён Дню России, 200-летию Отечественной войны 1812 года и 1150-летию российской государственности и пройдёт под патронажем администрации Президента страны и Министерства культуры РФ. Его организатором стала учреждённая выдающимся дирижёром Юрием Темиркановым Ассоциация руководителей симфонических и оперных оркестров – АСКОР.

– Вы ведь в знаменитом Колонном зале никогда не играли?

– Пока не довелось, но на то мы и профессионалы, чтобы не чувствовать себя на любых самых легендарных подмостках робкими дебютантами. Играли мы и в Большом зале консерватории, и в Концертном зале имени Чайковского, и в «Новой опере», и в Союзе композиторов России, и в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Так что в Москве златоглавой нас знают.

– Что интересного можно рассказать о самом форуме?

– За пультом в концертах этого фестиваля стояли дирижёры, чьи имена ни в каких рекомендациях не нуждаются – Темирканов, Гергиев и Спиваков, Риккардо Мути, Лорин Маазель и Кшиштоф Пендерецкий. В десятидневной афише фестиваля-2012 – дебютные выступления на этом форуме симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, оркестров из Хьюстона, США, Национального кубинского и филармонического оркестра столицы Колумбии Боготы. По репертуару вижу, что будет несколько премьерных исполнений. Например, Хьюстон представит новое сочинение американского композитора Джона Адамса «Атомный доктор». Вся программа москвичей, с участием хора имени Свешникова, накануне Дня России будет посвящена годовщине российской государственности. В репертуаре этого концерта музыка высокого стиля – хоры, увертюры, поэмы Бортнянского, Балакирева, Ляпунова, «1812-й год» Чайковского, «Гимн свободной России» Гречанинова и, насколько мне известно, не звучавший на публике в постсоветские времена «Гимн РСФСР» Прокофьева, а также «Торжественная увертюра» – в её авторской рубрике стоит имя... царя-освободителя АлександраII.

– Программа, которую сыграете вы, – чей выбор?

– Обдумав официальное приглашение советника по культуре Президента России Юрия Лаптева, мы послали в Москву несколько вариантов программы. Были там и Чайковский, и Рахманинов, и Брамс, и Малер, и Тертерян, и, например, впервые в мире исполненная нашим оркестром музыка Эдуарда Артемьева к фильму Андрея Кончаловского «Щелкунчик». Выбор организаторов выпал на Чайковского и Тертеряна. До сих пор удивляюсь столь счастливому для меня совпадению – в таких случаях принято думать, что человеку благоприятствуют небеса. Представьте, с Пятой симфонией Чайковского я когда-то поступал в консерваторский класс великого дирижёра Геннадия Рождественского, и именно ему, маэстро Рождественскому, посвятил одну из самых фундаментальных своих симфоний, № 5, Тертерян. Узнав новость, Геннадий Николаевич тоже увидел в таком совпадении добрый знак и обещал обязательно прийти на концерт.

– Как Рождественский оценивал это сочинение Тертеряна?

– Говорил, имея в виду сплав в этом сочинении армянского фольклора и современнейших интонаций, о «феномене Тертеряна», состоящий, по его словам, «в естественности, казалось бы, противоестественного». К слову, и в Ярославле, и в Москве прозвучит оно в полном авторском варианте. Главную партию очень редкого древнего инструмента кеманчи, «восточной скрипки», исполнит Акоп Халатян, признанный законодатель мод в искусстве исполнения на кеманче. При содействии минист­ра культуры Армении госпожи Асмик Погосян и сына композитора – Рубена Аветовича оснащение нашего оркестра пополнилось несколькими экзотическими инструментами, например, весьма благозвучными «цепями», без которых исполнение музыки Тертеряна не может быть достоверным.

– Видимо, поблагодарить за содействие мы должны не только наших армянских друзей, но и кураторов форума?

– Конечно, это само собой разумеется. На наше трёхдневное участие в нём, на транспорт, гостиницу – из Ярославля едет больше ста человек – не будет затрачено ни рубля из областного бюджета. Чтобы знали и наши ярославские слушатели, с чем едем в Москву, мы и решили продублировать программу «Ярославль-Главный» в день закрытия сезона в Собиновском зале.

– «Ярославль-Главный» – это только концерт?

– Нет, не только. День открытия форума станет в Колонном зале «днём Ярославля». Вместе с музеем истории города развёртываем там в фойе выставку из истории оркестра и нашего 1000-летнего города вместе с Ростовом Великим, по праву стоящим у истоков российской государ­ственности.