Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, понедельник, 20 августа 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/61148/

Прощание крупным планом

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.

Ушедшие из жизни только что – и телевидение развернуло широкую картину ушедших в прошлое встреч с ними – режиссер Фоменко и физик Капица. Ушедший из жизни 25 лет назад и бегло, по моим наблюдениям, только на канале «Домашний», вспомянутый актер Миронов. Всего только 70-летие отпраздновавший бы, но тоже уже несколько лет как ушедший из жизни певец Магомаев; ему было воздано сполна несколькими каналами, звучал его голос и одинаковые, но все же теплые панегирики. А самый знаменитый драматург последней трети ХХ века, признанный и восславленный, разумеется, после смерти – Александр Вампилов, – с которым на этой неделе связаны сразу две даты, 40 лет со дня гибели и 75 лет рождения, и вовсе ничего не получил от телевидения, кроме микросюжета в новостях и дежурного комплекта из очерк+фильм на канале «Культура».


«Превентивно» был вспомянут, опять же, по «Культуре», подошедший, уже находясь в мире ином, к своему 80-летию, канонизированный и потому мало волнующий масс-медиа Василий Аксенов. Фильм по его повести «Коллеги» - знак и портрет ушедшей эпохи, которая нынешним ровесникам его персонажей кажется ровно такой же далекой, чужой и ненужной, как эпоха Ярослава Мудрого или Ивана Грозного, - в очередной раз напомнил, что образец лучше кальки, а давние аксеновские, нежные и наивные до глупости (по нынешним меркам) «коллеги» точнее и жизнеспособнее, чем недавние отлакированные и неудачно станцованные «стиляги».

Фрагменты концертов и спектаклей, телепрограмм – это одна часть эфира. Другая, причем по хронометражу явно не меньшая – это век нынешний, люди вполне живые и молодые, так называемые альтернативщики, без показа которых телевидение боится утратить внимание массовой аудитории. Так, даже в новостях Первого канала («даже» - поскольку официальная позиция здесь явно определяет последовательность появления материалов) отчет о судебном процессе над тремя девицами, устроившими глумливый пляс на амвоне кафедрального собора в Москве, прошел раньше, чем отчет о прощании с Капицей в главном здании МГУ. Да и на лицах ведущих новостей НТВ скорби в связи с приговором ухмыляющимся хулиганкам было куда больше, чем в связи с кончиной ученого.

Телевидение словно бы само удивлялось тому, кто оказался на похоронах Капицы: титр, сопровождавший высказывание человека перед телекамерой на канале «Россия» был наивным и при этот бесспорно точным – «ученый…» И строка, только там она не «бегущая», а стоящая – на канале «Россия 24» - сообщала в течение нескольких часов: «Москва прощается с ученым и телеведущим…»

А ведь если уж совсем честно, то человек, который 30 лет заведовал одной из кафедр МФТИ, конечно, был ученым, но таким, каких в нашей стране, слава Богу, по сей день не одна сотня. И это как минимум. А вот телеведущий – да, этот вид деятельности, во-первых, замечательно удался этому человеку, и, во-вторых, именно телевидение сделано Капицу широко известным, хотя и не скажу – популярным. Его пародировали (традиционное приветствие «Добрый день!», произносившиеся с московскими фонетическими нюансами и английской понижающейся интонацией); его категорически и неоднократно не выбирали (да так и не выбрали) в члены Российской академии наук, ибо что это за член-корреспондент или тем более академик, который еженедельно понятным языком разговаривает с профанами из «ящика». Иными словами, как это часто бывает, не признаваемый по достоинству или признаваемый только частично, например, как внешне очень похожий на великого отца сын-наследник, Капица ровно в день своей смерти в репортажах и соболезнованиях стал «великим». Правда, не совсем ясно: великим ученым – вряд ли, иначе куда девать Капицу-старшего, все же Нобелевского лауреата; великим телеведущим – тоже как-то странно, ибо такого статуса у нас вроде бы нет.

Но, что странно для научного мира и характерно для мира массовой культуры: скромный в силу воспитания и в сопоставлении с другими величинами ученый, однако, как шутят в таких случаях, «урожденный физик», - Капица стал по-настоящему медийным лицом, смысл прощания с которым был понятен максимальному количеству телезрителей в возрасте от 20 лет и до самой-самой старости.

... Прощание с эпохой, в которой режиссер, пройдя через убиение и унижение, вместо глубокомыслия и саркастичности приобрел легкость, скорее даже, легкомыслие. Как ни искали серьезные и многозначительные кадры с Петром Фоменко для телевизионных некрологов, находили все какие-то прибауточки, усмешечки, куплетики, анекдотики. Полагаю, у публики, которая за месяц до того, в разгар отпускного июля попросту пропустила дежурные (притом – повторы, новенького за пять лет ничего не изготовили) передачи в связи с 80-летием Петра Наумовича, только теперь, да еще на фоне финалов Олимпиады, отдала себе отчет в том, что был такой – Петр Наумович… Совсем как у Гоголя: скажите государю императору, есть мол такой, Петр Иванович Бобчинский. А ведь, поистине: и наследник, и хранитель, и созидатель!

… Прощание с эпохой, в которой Лондон был не местом, где покупают роскошный особняк на неизвестно как появившиеся и неизвестно в каком количестве имеющиеся деньги, а местом рождения, потому что папа там работал в физической лаборатории. Ведь именно в Англии возник тот знаменитый «капичник», в котором выращивал цвет советской физики отец младенца, Петр Капица. Вот просто так, к изумлению массовой аудитории: место рождения – Лондон. Место работы – Москва, «физтех» и телевидение. Место упокоения – Новодевичье кладбище. Жизненный цикл обманчиво прост, но для телевизионной картинки и телесюжета это лучше всего.

… Прощание с эпохой, в которой красивым оперным голосом пелись простодушные патриотические шлягеры; в которой Муслим, «мальчик из хорошей семьи» (дедушка Магомаев – знаменитый композитор, можно сказать, основоположник азербайджанской профессиональной музыки) был еще и «мальчиком из союзной республики». Этот «мальчик», любимец множества девочек, девушек и женщин большой страны, СССР, как и другие популярные и заметные люди, вызывал иронию – своими ярко-цветными пиджаками, дикими 40 лет назад жабо и брошами на рубахах, – и был объектом пародий. Однако голосом обладал незаурядным по тембру и гибкости, а оперный вокал в сочетании со шлягерным репертуаром был внове и имел достойное качество (по крайней мере, нынешний «золотой» тенор Басков ни диапазоном, ни техникой с тем, ушедшим баритоном Магомаевым, как говорят сегодня, радом не стоит).

Ну и, под занавес недели, в течение которой то и дело происходило прощание с эпохой интеллигентов и профессионалов, между прочим – подлинных кумиров, – в очередном, уже не первом субботнем, вечернем, прайм-таймовом эфире, – ноу-хау канала НТВ: «Луч света». Ох уж, эта, ни в чем не повинная «пышка» Света Курицына из города Иванова! Если бы программа не шла уже несколько недель, а косноязычная, плохо утрамбованная в одежду провинциалка, над которой, надо думать, издеваются авторы программы на потеху своей публике, не появлялась с завидной регулярностью, можно было бы решить, что это – пилотная шутка. Но нет, факт появления программы-провокации – вовсе не шутка, это отчетливое предложение панибратской ухмылки (сродни той, что в зале суда демонстрировали плясуньи из храма) по поводу провинциального идиотизма и убожества отловленной в интернете девахи. Заодно, конечно, издевка и над Островским с его героиней, над Добролюбовым с его статей и таким смешным, таким – повторим это – наивным, таким устаревшим словосочетанием. «Прикольно» - любимое слово Светы и ей подобных, которое эхом отдается в ее интервью с другими (значит, и с той эпохой уже прощаемся) медийными лицами, вроде Лолиты или Бори Моисеева.

Эта программа – тоже прощание, не только с эпохой жизни других, в принципе и по сути, людей, образованных, чувствительных, любящих, ответственных, страдающих, с эпохой, когда такой вот Элизе Дулитл прививали фонетические и этические нормы артистократии. Эта программа – еще и прощание с профессией, каковой считается журналистика; ибо оказывается, что телепрограмму может вести косноязычная, коммуникативно безграмотная, бестолковая и при этом невероятно нравящаяся себе персона.

 

Комментарии