Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 13 октября 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/61841/

Секрет её обаяния

рубрика: Культура
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА, профессор ЯГТИ.
Фотографии: На фото сцена из спектакля «Бульвар удачи».

В спектакле Волковского театра «Концерт» («В шесть часов вечера после войны») заслуженная артистка России Ирина Чельцова и народный артист России Владимир Солопов составляют удивительный дуэт. Песня возникает на разных уровнях, лирическом и философском.


Они выходят на сцену вдвоём – генерал, ветеран давно прошедшей войны и Она – его Муза, его спутница, его ангел... На нём старый китель без погон, орденские планки... И Она – в романтическом ореоле. Звучит песня Марка Мермана «Старый «Вельтмайстер» – аккордеон».

О чём поёт ветеран? Конечно, не о пленных немцах. Но о временах войны, превратностях судеб, о несбывшихся надеждах, но и о поразительной жизнестойкости тех, кто выстоял, пройдя сквозь огненные испытания военных лет... «Но не сдаётся только он, старый «Вельтмайстер» – аккордеон: «Ауфвидерзеен, майне кляйне, ауфвидерзеен...»

О чём поёт Муза? О прекрасной влюблённости, о том, чем манило щемящее и светлое детство. В том детстве самым счастливым днём был тот, когда ей повязывали на голову волшебный голубой бант... Ирина хранит в себе этот душевный свет.

Она родилась на Толге. Семья Чельцовых была большая – мать, Елизавета Николаевна, воспитывала троих детей. Старые монастырские стены, рядом с которыми она росла, частью превращённые в руины, сохраняли нечто, что отпечаталось в ней, как древняя совершенная красота, нарушенная человеком.

Но отец говорил ей о главном: «Истинна одна только душевная красота...»

Он, Фёдор Фёдорович Чельцов, и передал дочери страсть к театру. В молодости он был актёром, начинал в «Синей блузе» в Москве, а его театральная юность прошла в студии Мейерхольда, учеником которого он был. После закрытия театра Мейерхольда Фёдор Чельцов работал на Севере, в Средней Азии, с началом Великой Отечественной ушёл на фронт, был ранен.

Отец водил дочь в драматический кружок Дворца пионеров. Когда в Ярославле открылось театральное училище, комиссия обратила внимание на огромный голубой бант Ирины Чельцовой. Но ещё – на обаяние, на поэтическое вдохновение, с которым она читала «Чуден Днепр при тихой погоде...». Члены комиссии ставили плюсы, отмечая голос, пластику, мимику, музыкальность, ост­рое чувство ритма. Педагоги стали кумирами на всю жизнь. Наталия Ивановна Терентьева, Сергей Константинович Тихонов, Владимир Алексеевич Солопов, и, конечно же, Фирс Ефимович Шишигин. Они воспитывали учеников в идеальном отношении к театру. На курсе Ирина встретила и своего суженого – им стал Валерий Смирнов, юноша с дивным румянцем, который заливал щёки. Романтик, ставший со временем актёром-любомудром и отцом семейства. Взаимное чувство связало их судьбы на всю жизнь.

Получив приглашение «строить» недавно открывшийся театр в Великих Луках, молодые артисты с готовностью создавали свой театр. Здесь Ирине Чельцовой поручают центральные роли. Она – молодая героиня! С иск­ренностью лирической души играет Ларису в «Бесприданнице», трогательную Лидочку в «Свадьбе Кречинского». Известный режиссёр Иосиф Попов приглашает актёров в Гомельский русский драматический театр, где Чельцова и Смирнов вскоре становятся любимцами города. Зловещая тень Чернобыля в Гомеле приводит к сдвигам в судьбе. Ирина и Валерий вместе с маленьким Максимом возвращаются в Ярославль. Их принимает родной Волковской театр.

Зрители и по сей день помнят очаровательную певицу-француженку мадемуазель Дюжибье («Жених в шкафу» А. Кони), Примадонну («Честный авантюрист» К. Гольдони), эксцентричную, азартную в изощрённой жестокости Беттину («Цилиндр» Эдуардо де Филиппо), Лулу («Дикарь» А. Касоне), героиню «Соперников» Шеридана.

И сколько в Чельцовой одухотворённости, доброго озор­ства и юмора! Актриса ищет обязательную «чудинку» в своих персонах, она склонна или романтизировать своих героинь, или, нисколько не теряя присущего ей щегольства, по­гружаться в игровую стихию, иронически преображая дей­ствительность.

В спектакле «Бульвар удачи» Ирина Фёдоровна играет роль как будто чисто бытовую. Но только на первый взгляд. По пьесе мать героини забыла о своей женской натуре, затюканная жизнью и дочерью, которая «подарила» ей младенца в подоле... И мать, и дочь тоскуют по лучшей жизни. Мать носит старый домашний халат, на пояснице шаль для тепла, отрада для неё – вечные поучения и наставления.

Но зрителям предстоит по достоинству оценить волшебные превращения, которые станут свершаться с этой домашней инквизиторшей. Чельцова свершит преображение своей героини. Она докажет зрительному залу, что нужна всего лишь капля живительной росы, чтобы пробудить в человеке душу. Тем ярче комедийные и лирические трансформации, что вершатся на наших глазах.

Смолоду в состав её крови вместе с врождённой жизнерадостностью и творческим энтузиазмом вошли юмор, ирония, яркость, действенность, динамизм характера. Театр порой безоглядно переключает энергетику Чельцовой именно в комедийную стихию, но в её даровании много нераскрытого и нерастраченного драматизма. И, конечно, Ирина Чельцова ждёт новых ролей в новом театральном репертуаре.

Персонажи Чельцовой в сегодняшних спектаклях – заботливая мать Кати («Екатерина Ивановна»), экзотическая и порывистая Юнона в «Буре» Шекспира, шутливая Красная Шапочка в «Снежной кутерьме». Бенефисной ролью Чельцовой в текущем репертуаре, безусловно, является любимый зрителями «Бульвар удачи».

Ирина Чельцова – акт­риса обаятельная и парадоксальная. Она играет с душевным изяществом и покоряющим мастерством. Секрет обаяния Ирины Чельцовой – в её влекущей женственности и неутомимом жизнеутверждении.