Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 14 декабря 2001
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/62966/

Сказка про девочку Таню, рассказанная жизнью

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

...Щёлкнул диктофон, сигнализируя, что очередной - какой по счёту? - час разговоров записан на плёнку. И когда всё тайное стало явным, и на все мои, порой бестактные, вопросы были даны исчерпывающие ответы, актриса камерного театра Татьяна Гладенко вдруг по-детски накрыла диктофон ладошкой и тихо попросила: «А теперь забудь всё, что я тебе здесь наговорила, и сочини про меня красивую сказку. Пусть она начинается так: жила-была девочка Таня, которая очень хотела стать знаменитой актрисой...»


Таня Гладенко родилась жарким летом на целине в маленьком безымянном посёлке, впоследствии выросшем в город Целиноград. Родители её были из породы комсомольцев-добровольцев, которые поднимали и строили всё, что только можно было построить в стране в те годы. Идеей отправиться на очередную великую стройку века загорелся отец - высокий, статный, синеглазый красавец с кинематографичной внешностью шукшинского типа. Во время войны шестнадцатилетним мальчишкой, прибавив себе в военкомате год, он ушёл добровольцем на фронт. А возвращаясь с войны, шутил: «В Москву, что ли, податься и вторым Крючковым стать или сначала домой заехать?» Танина мама, моложе супруга на десять лет, была, что называется, при нём.

В разгар трудовых будней по подъёму целинных земель и появилась на свет Таня. А поскольку родители были вечно заняты, малышке ничего не оставалось делать, как стать самостоятельной. Семейная легенда гласит, что однажды, перевозя какой-то груз из пункта А в пункт Б, отец ехал по пустынной степи и вдруг видит - гомонит возбуждённая толпа работяг. Растолкав всех локтями, отец остолбенел. Стоит трёхлетняя Таня и терпеливо объясняет взрослым дядям, что вообще-то она не просто так гуляет, а идёт по делу - по папе очень соскучилась. Одна! По степи! А часом позже начался такой буран, что если бы не эта случайная встреча...

Когда пришло время Татьяне отправляться в школу, семья перебралась на Украину, под Киев. Девочка старательно принялась изучать ридну мову и так в этом преуспела, что после 10 класса её пригласили работать диктором на украинском телевидении. К профессии, о которой грезят тысячи девчонок в детстве, она была абсолютно равнодушна. И когда директор студии придрался к излишнему минимализму Таниных нарядов, она без объяснений развернулась и ушла, махнув на прощание коротким подолом. В 17 лет длина собственной юбки кажется гораздо важнее престижной профессии.

Чем заниматься дальше, Тане было совершенно безразлично. Уступая мольбам родителей, она усиленно делала вид, что поступает в педагогический институт на иняз. А сама - учебник под мышку и на пляж. Когда обман раскрылся - оказывается, родители замолвили в институте словечко, и дочери было достаточно хотя бы раз появиться в приёмной комиссии, - дома разразился грандиозный скандал. Раздосадованный отец буквально отконвоировал своенравную дочь на курсы бухгалтеров, которые она и закончила. Ей даже вручили диплом, сопроводив, однако, торжественную церемонию словами: «Даём тебе диплом только потому, что на сто процентов уверены - по специальности ты не будешь работать ни дня».

И были правы, потому что дни и ночи Таня пропадала в филармонии, танцуя в балетной труппе. И хотя балетмейстеры ей, девушке с улицы, прочили блестящую карьеру танцовщицы, поступать в хореографическое училище Таня категорически отказалась. И, конечно же, тут же ушла из труппы.

Эта внешняя напористость поведения и кажущаяся лёгкость в принятии важных решений в сочетании с ужасной внутренней, тщательно скрываемой, неуверенностью очень характерна для Татьяны Гладенко. Хотя, казалось бы, откуда этим комплексам взяться? Единственная дочь, обласканная и обожаемая родителями, с раннего детства слышавшая в свой адрес, что она самая-самая... Бесконечная череда влюблённых по уши поклонников - от мальчишек-одноклассников до взрослых капитанов дальнего плавания. Татьяна, искрящаяся неуёмной жаждой жизни, искренняя, эмоциональная, обаятельная, притягивала мужчин всех возрастов, как магнит.

С этим капитаном дальнего плавания - суровым морским «волком» 30 лет - вообще вышла презабавная история. На следующий день после знакомства девятиклассница Татьяна собралась за капитана замуж. Действительно, а отчего бы не сходить? Тут же оповестили всех родственников - тёти-дяди были званы на смотрины. И вот вся честная компания расселась за круглым столом, жених - чуть моложе Таниных родителей. Все в ужасе - надо же что-то делать! Одна Татьяна веселится: «Что вы все такие грустные? Всё-таки любимая дочь замуж выходит!» Помолвка так и не состоялась. Впрочем, в течение того года Татьяна ещё раз шесть или семь собиралась замуж...

Уйдя из балета, с миром искусства Татьяна решила не расставаться. Узнав от балетмейстеров, что в Ярославле открывается театральный институт, недолго думая отправилась туда. Москва с её престижными ГИТИСом и «Щепкой» из чисто практических соображений была отметена сразу. «Я была уверена, что поступить в столице в театралку можно только будучи Любовью Орловой или имея папу-министра. А поскольку ни красотой, ни талантами я никогда не блистала (честно, я не рисуюсь!), я выбрала Ярославль. Где он находится - совершенно не представляла».

В Москве, сдав чемодан в камеру хранения, Татьяна принялась в аэропорту требовать билет на самолёт, который доставит её в эту тьмутаракань - Ярославль, и страшно удивилась, узнав, что город находится не где-то в Сибири, а всего в нескольких часах езды от столицы. Приехала. Без вещей, осмотреться. Погода тогда выдалась холодной, дождливой, прохожие ёжились в тёплых курточках, а она, избалованная солнцем украинская дивчина, в маечке и деревянных сабо. На экзамен, естественно, опоздала - уже все творческие туры давно прошли. Но не ехать же обратно! Так мокрая, как лягушка, в хлюпающих шлёпанцах, она и предстала перед недоумевающей приёмной комиссией.

Курс набирал Владимир Воронцов, человек, который впоследствии срежиссирует всю её актёрскую судьбу. Татьяну приняли сразу, без туров, допустив к общеобразовательным экзаменам. «Тяну билет - там какой-то съезд КПСС. А у меня с этим всегда такие проблемы были! Всё, думаю, отпоступалась. Билет на стол и к двери - «до свидания». Вся комиссия бегом за мной - вернули. «Танечка, - это Воронцов, - ну вспомните ХХ съезд знаменателен разоблачением культа кого?..» Достаточно сказать два слова, и мне поставят эту несчастную «тройку». Меня же переклинило: чей культ? какой? Нет, не могу - и снова к двери. Так три раза за мной приёмная комиссия и бегала. Насилу поступила...»

А в институте Татьяна вдруг открыла для себя чудо актёрской профессии - работать над собой, что может быть интереснее? И с головой ушла в учёбу. В то время, как её сокурсники весь год отмечали поступление и грезили о славе, Таня пропадала в библиотеке, читала запоем о театре. Так на бегу, между уроками вокала и занятиями сценической речью, она безумно влюбилась в студента-старшекурсника, вышла замуж и, будучи студенткой 3 курса, родила сына. Взять академический отпуск ей просто в голову не пришло. Когда Артёму исполнилось ровно два месяца. Воронцов предложил ей роль Катерины в спектакле «Гроза», который он ставил в театре имени Волкова. Отказаться от роли? Да ни за что! После блестящей премьеры судьба её, казалось бы, была решена - она должна поступить в труппу Волковского театра. И вдруг Воронцов уезжает в Брянск, муж уже год как работает в Москве в еврейском народном театре, а Татьяна Гладенко становится актрисой ТЮЗа. У Розова она успела проработать только два месяца, как на горизонте вновь возник Владимир Воронцов. «В Брянск поедете?» «С вами? Поеду!»

«На этом вся «интересность» в моей жизни закончилась - началась работа». Брак, не выдержав испытания временем и географическим пространством, просуществовав четыре года, распался. Остался театр - день и ночь репетиции, спектакли, гастроли. Татьяне везло с режиссёрами, она была занята абсолютно во всех репертуарных спектаклях - от детских утренников до серьёзных драматических работ. Но единственным режиссёром духом и идеями которого буквально пропиталась актриса, оставался Владимир Воронцов. Поэтому, когда мастер возвратился в Ярославль, Татьяна вновь бросила всё и уехала вслед за ним. Уже работая в Волковском театре, она долгие годы получала тёплые письма от брянских поклонников. А когда открылся камерный театр. Татьяна, оставив прославленную волковскую сцену, ушла туда по первому зову своего Мастера.

А как же Её Величество Любовь? - спросите вы. Были, разумеется, в жизни актрисы и страстные романы, и романтический шлейф поклонников сопровождал её всюду, но ей неизменно хотелось иного. Того, что не сбылось...

Эту историю язык не поворачивается назвать затёртым словом «роман». Это была сказка, о которой мечтают и нецелованные девочки-подростки, и замотанные бытом мужние жёны. Татьяна была ещё школьницей, он - курсантом военного училища. Юноша ухаживал за легкомысленной Татьяной целых четыре года, пока она наконец не согласилась выйти за него замуж. Они встречались ежедневно, тем не менее каждый день Татьяна находило в почтовом ящике по два-три письма, написанных столь нежно и красиво, что хотелось плакать и завидовать той, которую ТАК любят. Однажды утром, выйдя из дома, она увидала выложенную цветами огромную, во весь двор, надпись «Доброе утро, дорогая!» С момента их расставания прошло всего несколько часов...

Они отнесли заявление в загс, а через несколько дней он погиб - погиб нелепо, страшно, при погрузке орудий, отправляемых в Афганистан. Это был единственный человек, который знал Татьяну от и до, принимал со всеми её капризами, вздорностями и любил так, как можно любить лишь однажды...

Об этой Любви остались лишь воспоминания, заглушаемые порой радостью новых встреч, и толстые, потёртые от времени пачки писем, которые Татьяна перечитывает каждый раз, приезжая домой на Украину. Так что сказка в жизни Татьяны Гладенко всё-таки была. Стоит ли придумывать иную?