Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 23 января 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/6511/

Счастье под зонтом

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

Огромный черный зонт над сценой. От чего он защищает героев спектакля «Все оплачено»? От душевного ненастья – одиночества, предательства друзей, равнодушия любимых. Такой зонт, наверное, пригодился бы многим из тех, кто пришел в Волковский театр на спектакль «Ленкома».


Пьеса француза Ива Жамиака «Месье Амилькар платит» пользовалась большой популярностью еще в 70-х годах. Тогда рассказ о купленном семейном счастье казался забавной картинкой из буржуазной жизни. К сожалению, наш жизненный опыт, приобретенный в новой России, теперь позволяет понять автора значительно лучше. Из полузабытой пьесы эстонский режиссер Эльмо Нюганен в содружестве с Олегом Янковским и продюсерской группой NWIC (США) сделали – ни много ни мало – международный театральный проект. Проще говоря, кассово-выездной спектакль.

Сюжет по-французски изящен и незамысловат. Месье Амилькар – в блистательном исполнении Олега Янковского, – разочаровавшись в жизни, решил купить за деньги то, чего ему так недоставало долгие годы: любовь и верность жены, внимание дочери, преданность друга. Актеров он набрал прямо на улице, быстро распределив роли своих близких между молодой проституткой, малоизвестной актрисой и безработным художником.

Поначалу игра в счастливую семью не очень клеится, и Амилькар, изводя всех криками «Не верю», придирчиво репетирует, добиваясь большей достоверности. Постепенно все налаживается так, что сами исполнители всерьез начинают жить в придуманном мире. Элеонора – легкая, ироничная Инна Чурикова – уже объясняется в любви своему «мужу», по-настоящему ревнует и плачет. Друг – в исполнении Александра Збруева – произносит проникновенный монолог о человеческой дружбе. Вчерашняя проститутка, играющая дочь, теперь больше похожа на институтку. Оказывается, настоящие чувства нужны не только Амилькару! Любовь спасает главного героя, который неожиданно оказался не миллионером, а бухгалтером, растратчиком чужих денег и потенциальным самоубийцей.

Жамиак позволил своему герою застрелиться в назидание всем, кто не понимает, что не все в этом мире можно купить за деньги. Авторы международного проекта оставили Амилькара в живых – антреприза с покойником выглядела бы как-то странно. Застрелиться он, конечно, тоже пытался, но был остановлен Элеонорой: «Улыбнитесь, месье Амилькар, все самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица». Зритель фразу узнал и умилился.

Хотя смысл пьесы изменился, если не сказать – потерялся, а действие во втором акте выглядело наспех свернутым, зрители были счастливы. Кумиров благодарили долгими аплодисментами и одаривали цветами. К слову сказать, все они находятся в великолепной форме – изящны, легки, грациозны и очень молоды в свои «за шестьдесят». Радость от встречи с любимыми актерами омрачали лишь воспоминания об их лучших ролях: ведь эти артисты умеют и могут гораздо больше. От них ждут работы на уровне откровения. Наверное, за этим нужно ехать в «Ленком». С доставкой на дом пока привозят только международные проекты. А жаль.