Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 16 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/684/

Здесь были Ося и Киса

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Актуальное искусство потому и называется актуальным, что совершенно неизвестно, будет ли оно признано искусством вообще лет эдак через ...дцать. Или, напротив, будет позорно отконвоировано в область, которой ведают не искусствоведы, а правоохранительные органы, и где вместо вернисажей – соответствующие статьи Уголовного кодекса. Словом, речь пойдет о граффити. Выставка настенных шедевров (в фотовариантах) этого сегмента современной живописи открылась на днях в галерее современного искусства «Алле’Я».


Вы не почувствуете себя изгоем на вернисаже традиционной живописи, даже если вы не в силах отличить Моне от Мане. Но если вы отправились на выставку граффити, не имея ни малейшего представления о том, чем тэггинг отличается от бомбинга и эти оба двое в свою очередь – от райтинга... – э-э, да что там говорить. Проходите мимо, ваше место в Эрмитаже.

На само слово «граффити» претендуют сразу два языка: в переводе с английского это звучит как «царапанье», а по версии итальянцев оно означает «надпись». Начало же славных настенных дел было положено в конце 60-х в Америке. Заокеанскими «декабристами», которые, сами того не ведая, разбудили армию революционно настроенных настенных творцов в нашем Отечестве, стали некие джентльмены Кукурузный Хлебец и Крутой Эрл. Спустя полвека ярослав-ские уличные рисовальщики называют себя не менее затейливо: KOMA, The, NZ и даже Му4а4о. Кстати, эти имена на жаргоне граффитчиков называются тэгги. Отсюда следует, что тэггинг – это написание своего имени на всем, что видишь. Тэггеры – низшая каста среди уличных художников, другие мастера аэрозольных баллончиков их не уважают за узкую специализацию.

Но, на мой взгляд, бомбинг (быстрые рисунки одним росчерком краски в неположенных местах, так называемые бомбы) куда опаснее для город-ской архитектуры и неприятнее для глаза обывателя. Уж с чем с чем, а с бомбингом каждый ярославец хорошо знаком, и положительных эмоций, я уверена, подобное творчество ни у кого не вызывает. Сами граффитчики признают, что в бомбинге есть такое направление, как вандализм, то есть осознанное причинение вреда государству. Непонятно только, как вандализм сочетается со сводом неписаных правил, кои придуманы самими уличными художниками: не писать на церквях, памятниках архитектуры, культуры, на частной собственности граждан и т. д.

Заветная мечта наших местечковых бомберов (кто стоит – лучше присядьте) – устроить из Ярославля гетто наподобие Нью-Йорка, а для этого испортить как можно больше стен, соревнуясь между собой в количестве и качестве. «Вавилон должен пасть», – провозглашают эти художники-анархисты, доказывая, что подобное вредительство – их способ борьбы против безликости и серости города. Когда и каким образом умудрился стать безликим город с тысячелетней историей – уму непостижимо.

Впрочем, я увлеклась негативом. А ведь есть еще такое благородное направление, как райтинг – целостные, сложные рисунки. Райтеры – элита граффитчиков, недаром им официально для творчества выделяются площадки в центре города (автостоянка на площади Труда, стена за «Макдоналдсом», например).

Все вышеописанные направления граффити широко и торжественно представлены в новой экспозиции в Губернаторском доме. Там с ними и можно познакомиться. Только, познакомившись, не поддайтесь соблазну начертать поверх какого-нибудь шедевра «Здесь были Ося и Киса». Это на сленге граффитчиков называется кросс-аут (намалевывание своего граффити поверх чужого) и приравнивается к жесточайшему оскорб-лению.