Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 февраля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/6999/

Антигламурный вернисаж

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

В Ярославском художественном музее открылась выставка с удивительно лаконичным названием – «Фотография». Однако посвященным в таинство фотоискусства достаточно прочесть имя автора – Антанас Суткус, чтобы замереть в благоговейном молчании.


Антанас Суткус – это классик не только литовской фотографии, но и профессионал, чье творчество признано во всем мире. Суткус такой же непререкаемый авторитет в области фотоискусства, как Шекспир в драматургии, Пушкин – в поэзии, Рембранд – в живопи­си, Чайковский – в музыке...

Среди всех литовских фотографов Суткус награжден, пожалуй, наибольшим количеством государственных наград: он является заслуженным деятелем культуры, лауреатом Государственной премии Литвы, лауреатом премии по искусству правительства Литовской республики, награжден орденом Гедиминаса IV степени, отмечен более чем 90 медалями и призами. Имя Антанаса Суткуса можно обнаружить во многих мировых фотоэнциклопедиях. Его выставки – а число их перевалило за сто пятьдесят! – объехали весь мир, работы за подписью Суткуса хранятся в музеях не только Литвы, но и других стран. Среди них – такие престижные и знаменитые, как музеи Виктории и Альберта в Лондоне, Nicephore Niepce (Франция), музей фотографии в Хельсинки, институт искусств (Чикаго)... Словом, к нам пожаловал дей­ствительно мэтр современной фотографии.

...Два десятка фотографий. Практически забытая сегодня, в эпоху торжества цветного глянца, благородная черно­белая графика фотоснимков. В центре внимания автора – человек. На его снимках обычные люди ведут обычную жизнь. С точностью историка Суткус запечатлевает одежду, лица, быт людей, и с этой точки зрения его фотографию можно назвать документальной. Вот пытливая камера автора запечатлела дородных теток в немнущемся кримплене («Советские туристы в ГДР», Берлин, 1979 год), на следующем снимке – брызжущая через край бесхитростная радость пожилой женщины, которую приехали навестить внучки, похожие друг на друга как капельки воды («Двойняшки с тетей Еленой», Салакас, 1978). Фотограф никогда не эстетствует, не ищет эффектных ракурсов. Но при этом документальном, репортерском подходе к фотографии ему удаются поразительной проникновенности портреты. Особняком среди них – портрет «Незрячий пионер», сделанный автором в 1962 году в Каунасе. «Взгляд» этого слепого мальчика пронзителен до слез: до наших, зрительских слез. Сам же мальчик, как и все модели Суткуса, смотрит прямо в объектив фотоаппарата. Но это – лишь внешняя открытость распахнутых глаз, видящих и знающих иные, неведомые нам горизонты.

Фотографии Антанаса Суткуса невозможно смотреть на скорую руку, они не терпят суеты и беглого взгляда. Они настраивают зрителя на глубокие размышления и требуют прочувствования. Даже если вы не являетесь страстным поклонником фотоискусства, выставка работ Антанаса Суткуса стоит того, чтобы с ней познакомиться. В бездуховную эпоху торжества глянца и пошлого гламура, окружающего нас со всех сторон, обращение к творчеству литовского фотографа Антанаса Суткуса, на мой взгляд, сродни прикосновению к общечеловеческим культурным ценностям. Это как вечный поиск ответа на вопрос, быть или не быть.