Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 28 февраля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/7024/

Размышления в выставочном зале

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

О том, что Россия состоит не только из Москвы и Петербурга, но еще и из Ярославля, Нижнего Новгорода и даже Уфы, Академия художеств вспомнила в весьма преклонном возрасте – как раз к своему 250­летию. Теперь золотыми и серебряными медалями она награждает не только столичных, но и провинциальных живописцев. Идея такого начинания принадлежит возглавившему ее Зурабу Церетели, который первым удивился, как это Российская академия художеств так долго жила без России.


Освоение художественного пространства страны началось с создания в академии отдела по связям с регионами. За пять лет новому отделу удалось немало – в 46 городах России под эгидой академии, при под­держке местных органов власти и общественных организаций были организованы выставки живописи. Впервые для этих вернисажей отбор предлагалось провести самостоятельно, на местах. По замечанию начальника отдела Маргариты Хабаровой, в этом­то и случился самый большой казус. Художники с советских времен привыкли ждать решения выставкома или своей очереди для участия в вернисаже. Выбрать лучших в родном Союзе художников – дело непростое. Тем более что критерии определения лучших размыты и вообще малопонятны.

И все­таки академики из предложенных работ определили лучших среди ярослав­ских художников, наградив их серебряными медалями. Ими стали председатель правления Ярославского отделения Союза художников Александр Карих, заслуженные художники Юрий Жарков и Леонид Малафеев­ский (одну из его работ вы видите на снимке). На проходившей в зале на Максимова выставке можно увидеть их работы, получившие столь высокую оценку. Здесь же представлены и художники центра России – из Москов­ской области, Смолен­ска, Иванова, также получившие награды академии.

Следующий этап этого общероссийского проекта – выставка в Петербурге, которая состоится в июне. Академическая точка современного передвижничества будет поставлена в декабре в Москве – предполагается под работы художников России занять практически все залы столицы. Круг выставок завершится, и это можно будет считать первым реальным шагом в соединении нашего культурного пространства, по крайней мере его живописной части. А именно это ставит во главу угла деятельности академии открывавший выставку в Ярославле Валерий Малолетков, народный художник России, член­корреспондент Российской академии художеств:

– Если мы не соединим культурное пространство, то потеряем Россию. Без этого у нее нет никакой перспективы. Экономику надо доверять умным людям, а не придуркам. Страна без культуры обречена на заклание.

По его утверждению, никакие частные выставки и спонсорские вливания не выправят современную ситуацию. Поддержать все талантливое и дать ему помощь – задача государства. И если ни один губернатор не может перевести средства на счет Союза художников без обвинения в нецелевом использовании бюджетных денег, то на счет государственной организации, коей и является Российская академия художеств, при желании – пожалуйста.

И хотя представители академии денежный вопрос не ставят во главу проекта, догадаться, что это тоже его важнейшая цель, нетрудно. И то, что первым это понял Зураб Церетели – выдающийся менеджер нашего времени, неудивительно. Теперь дело за малым – найти средства в мест­ных бюджетах, чтобы через Академию художеств помочь всегда нуждающимся в них творцам.

А уж как будут расходоваться художниками те государственные средства, получить которые стало больше шансов, – дело их чести. Смущает здесь только одно – Малевич и без государственной поддержки останется Малевичем, а некто Пупкин и с мешком золота будет Пупкиным. И как бы их сгоряча не перепутать. Тем более что и Маргарита Хабарова, заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры и начальник отдела по работе с регионами Российской академии художеств, на вопрос о критериях отбора медалистов ответила:

– Критерии – это игра в жмурки. Есть понимание развития искусства, знание общего уровня мирового изобразительного искусства. Учитываются связь с русской академической школой, национальные корни. Критерии бывают спорными. Конечно, это зависит от президиума, от президента академии, от искусствоведов. В общем, критерии еще никому не удалось сформулировать.

На открытии выставки много хороших и заслуженных слов было сказано в адрес наших признанных живописцев, награжденных серебряными медалями академии – золота нам пока не досталось.

А мне почему­то вспомнился другой такой же морозный день на излете зимы лет пятнадцать назад, когда с коллегами волей случая оказались в небольшом зале Дворца культуры моторостроителей, где была открыта выставка работ Андрея Аранышева. Впечатление от картин было настолько сильно, что рассматривали их молча, лишь с удивлением переглядываясь.

Как же получилось, что мы, живя в Ярославле, «просмотрели» талантливейшего живописца европейского уровня? На местных выставках – все стога да стога, а тут искуснейшая философская живопись.

Оказалось, все просто. Андрей не был членом Союза художников и очень тяжело переживал, что его туда не принимают. У него долгое время не было мастерской, и все его удивительные работы родились на кухне однокомнатной хрущевки. День – работа в реставрации, ночь – для себя, будучи художником от Бога. И трудно понять, как могла этого не заметить художественная и околохудожественная общественность Ярославля.

Та давняя история закончилась хорошо – и в союз его на пятом десятке приняли, и в выставочном зале на Максимова ярославцы познакомились­таки с этим незаурядным художником. Жаль только, что живет он уже не в России и заслуженное признание получил за границей. С уверенностью можно сказать, что без него россий­ское культурное пространство, которое теперь взялась объединять академия, стало беднее.

Может быть, теперь заботами Академии художеств таких до боли знакомых, грустных российских историй станет меньше?