Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 01 марта 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/7050/

На краю далекой земли

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ВЛАДИМИРОВА

Персональная выставка Вячеслава Зарослова, открывшаяся в музее истории города, возвращает во времена, когда из всех радиоприемников доносилось: «едем мы, друзья, в дальние края». Никуда не ехать было немодно, некрасиво и как­то даже неловко перед товарищами и перед самим собой. Молодой человек той поры должен был хоть раз в жизни забраться куда­нибудь к черту на рога: к строителям городов на вечной мерзлоте, к буровикам в сибирские болота, к рыбакам на Курильские острова.


Мечта многих – увидеть сверх того океан и вернуться домой с задубелым на семи ветрах профилем, блокнотом, полным адресов аборигенов, и впечатлениями, которых хватит на всю жизнь, – у Вячеслава Зарослова исполнилась вполне. А поскольку он всегда рисовал, то впечатления остались в виде графических листов и живописных работ. И вот они сейчас перед нами.

Эпиграфом к выставке (и словесным, и живописным) можно считать большое полотно под звучным названием «Край земли. Романтики 70­х» (на синмке). Девушки с ясными глазами на фоне розовых городов своей мечты. Скромные косынки, морская тельняшка в вырезе кофточки – безвестные героини тех дней для их сегодняшних сверстниц уже почти сказочные персонажи. Но они были на самом деле, я видел, я сам там был – будто свидетельствует художник.

«Матрос Саша Гомза» – еще один персонаж, встреченный на дальних дорогах. Неинтересный сейчас искусству человек­труженик со своей судьбой, собственным взглядом на жизнь, который читается во всей его резкой фигуре.

Вячеслав Зарослов любуется увиденной им суровой жизнью. И одновременно остается сдержан. Бумага, тушь, перо – что еще нужно, чтобы запечатлеть безвестный «Малокурильск» (1975 г.) или остановить мгновение, подсмотренное на некоем островном рыбкомбинате (1975 г.). Его быстрый карандаш несколькими штрихами изобразил один раз приморскую деревню, в другой – Курильскую гряду, графика Зарослова, наверное, найдет наибольшее число поклонников. Та же техника выдает в нем тонкого лирика, доказательство чему «Портрет жены», написанный несколько позже, в 1984 году.

Выставка большая и разная. Что­то в ней сильнее, что­то слабее. В ней есть и совсем недавние работы, написанные уже в пожилом возрасте: на даче, в затоне близ Ярославля... Но романтика дальних странствий, увлекшая в молодости, не забыта. Вячеслав Зарослов – ярославец, служил в армии и учился на Дальнем Востоке, вернулся в Ярославль, работал учителем рисования. В 1993 году стал лауреатом проходившего в Самаре конкурса «Учитель года». Активно участвовал в организации и стал руководителем учебно­творческого спецкурса «Пленэр» – школы творчества и мастерства для учителей изобразительного искусства. И, похоже, всегда искал в жизни и людях то, что не принижает, а возвышает душу.