Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 14 апреля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/7681/

Рубенс прорубил нам окно в Европу

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

На целый месяц Ярославский художественный музей перевоплотится для ярославцев и гостей города в символичное «окно в Европу»: здесь, с разницей в несколько дней, пройдут премьеры сразу трех проектов (как живописных, так и музыкальных), так или иначе связанных с различными европейскими странами.


Во-первых, в предстоящие выходные в губернатор-ском доме в исполнении камерного ансамбля «Барокко» прозвучит музыка немецких композиторов XVII – XVIII веков из концертного цикла «Пять музыкальных столетий Европы». Во-вторых, неделей позднее, а точнее 20 апреля, ярославские художники Ольга и Александр Александровы поделятся своими парижскими впечатлениями: творчество этих живописцев открывает новый проект художественного музея «Русские в Париже».

Однако самая главная премьера «европейской весны» в Ярославле уже состоялась: в залах музея открылась выставка произведений Рубенса и Рембрандта в гравюрах художников XVII – XX веков. Произведения прибыли к нам из собрания Кировского областного художественного музея имени Васнецовых.

В экспозиции представлено около двух десятков работ. Это гравюры с офортов, рисунков, живописных произведений двух великих мастеров мирового искусства Рубенса и Рембрандта, выполненные их учениками, по-следователями и известными художниками европейского и русского искусства. К творчеству великих живописцев обратились представители русской, голландской, немецкой и французской школ живописи, принадлежащие к разным поколениям.

Искусство гравюры всегда выступало лучшим способом распространения и популяризации живописи. Рембрандт, например, и сам был непревзойденным мастером офорта, а Рубенс, хоть и не является профессиональным гравером, но считается одним из самых значительных деятелей гравюры XVII века как организатор школы репродукционистов: в его гравировальной мастерской работало более двадцати лучших мастеров резца своего времени.

Проще говоря, представленные в экспозиции произведения – это копии работ двух великих маэстро, копии талантливые, возможно, даже гениальные, но все-таки, копии. Возможно, именно это слово – «копия», занозой впившееся в мое сознание, не позволило мне получить от знакомства с экспозицией ожидаемого впечатления. Безусловно, одни имена Рубенса и Рембрандта заставляют любого образованного человека автоматически «снимать шляпу», но полноценно насладиться предложенной экспозицией, на мой взгляд, способны лишь страстные поклонники их творчества.