Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 24 апреля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/7830/

Опять хочу в Париж...

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

В Ярославском художественном музее стартовал новый выставочный проект «Русские в Париже», призванный на ближайшие три года стать связующим звеном между Ярославлем и... (страшно даже подумать!) столицей Франции! В рамках этого проекта в музее пройдут выставки художников и фотохудожников, чье творчество, так или иначе, связано с городом, который на протяжении нескольких столетий воспринимался как Мекка для художников, с Парижем.


По мнению искусствоведа Ирины Реховских, одного из кураторов выставки, ключевым словом концепции данного проекта является понятие «открытость», в том смысле, что «мы открыты мировому художественному процессу и готовы транслировать прерванные известными историческими политическими процессами вековые русские художественные традиции на новом временном культурном витке».

Проект «Русские в Париже» открылся выставкой двух ярославских художников – Александра Александрова и его дочери Ольги (на снимке). Правда, в течение последних пяти лет «ярославной» Ольга числится условно, по факту своего здесь рождения. По сути же ныне она – парижанка. Этот город, по словам Ольги, с одной стороны возник в ее судьбе совершенно случайно, но с другой стороны – абсолютно закономерно.

– Не сказать, чтобы я бредила Парижем с младенчества, – поделилась с нами художница в день вернисажа семейной выставки, – но он, безусловно, был для меня притягателен, как для всякого русского художника. И поэтому, когда появилась возможность поехать на Запад, и, тем более, представился выбор, куда именно поехать, первая мысль, пришедшая в голову, была о Париже. И вот я здесь. Точнее – там.

За неполную парижскую пятилетку Ольга Александрова успела немало. Издать альбом и серию открыток в Люксембурге, поучиться в частной школе живописи в Париже, окончить факультет искусств в Сорбонне, поработать в Международном городке искусств (он открыт под эгидой Министерства иностранных дел Франции и существует на знаменитом Монмартре вот уже почти полвека)...

В семейной экспозиции Александровых Ольгиному перу (точнее, гелевой ручке) принадлежит серия графических миниатюр и несколько эмалей. Однако большинство работ, представленных на выставке, результат парижских впечатлений Александрова­старшего, отца Ольги. По словам искусствоведа Людмилы Битколовой:

– После первой поездки в Париж, которая длилась всего два месяца, Александр привез домой в Ярославль более семидесяти полотен, что я расцениваю как настоящий творче­ский подвиг!

Последний визит во Францию в минувшем году обогатил творческий багаж Александра Александрова еще на 120 акварелей, и, по мнению Людмилы Яновны Битколовой, которая является вторым куратором этой выставки, «его ощущение Парижа стало более глубоким и проникновенным».

Свои впечатления от этого магического города ярослав­ские художники передали практически всеми возможными живописными средствами – цветные карандаши, гелевая ручка, эмаль, гуашь, тушь, сепия, акварель, масло... Но в выбранном жанре оба живописца оказались единодушны – городской пейзаж. Да и можно ли, находясь в Париже, думать о чем­нибудь ином, кроме этого города?

Экспозиция получилась достаточно ненавязчивая и легко воспринимаемая глазом и мыслью, несмотря на обилие представленных в ней работ. Однако лично меня на выставке по­настоящему глубоко ничего не задело, будто пролистал за чашечкой кофе, коротая время, красочный буклет туристиче­ской фирмы и отложил его. Под звучание грассирующего манерного шансона я поинтересовалась у Ольги – «нашего человека» в Париже, насколько сегодня в Париже востребовано русское современное искусство?

– Сейчас некоторые русские художники начинают достаточно высоко котироваться в Париже, но ярославских имен среди них пока нет.

– Вы надеетесь на то, что станете первой в этом списке?

– Почему бы и нет? В Париже возможно все.