Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 16 мая 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/8056/

Юрий Аранович помнил даже цифры в оркестровых партиях

рубрика: Культура
Автор: Инна КОПЫЛОВА

75 лет исполняется Юрию Арановичу, он еще при жизни стал легендой мирового музыкального мира. А когда маэстро не стало, реальность и легенды переплелись так тесно, что и разделить их стало чрезвычайно трудно. Очевидно, так часто происходит, когда посчастливится нам быть современниками необычного, гениального человека.


Ярославцам повезло – ярким метеором пролетел Аранович над гладью провинциального города, приобщив сотни людей к волшебному миру музыки, и навсегда остался в памяти своих слушателей, поклонников. Как он попал к нам, какой причудливый изгиб судьбы подарил нам живого гения?

Родился в Ленинграде, с четырех лет Юрия начали обучать игре на скрипке. Его отец Михаил Александрович преподавал математику в Ленинградском университете. Он умер в 1939 году от порока сердца, отношения с отцом остались у Юрия одним из самых сильных впечатлений детства. Сын навсегда сохранил о нем печальную память, а цифры 3 и 1, напоминающие ему о трагедии (отец умер 31 мая), считал роковыми – не входил в транспорт с такими номерами, в концертном зале не садился в кресло под номером 31.

В эвакуированную из блокадного Ленинграда музыкальную школу он поступил в Ташкенте. А дальше – Ленинградская консерватория.

Учебный план он выполнил за четыре года вместо пяти, с отличием окончив консерваторию. Петрозаводский и Саратовский симфонические оркестры стали первым местом его работы.

После триумфальных выступлений Саратовского оркестра на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в столице Юрий Аранович получил несколько приглашений, но выбрал Ярославль.

Семь лет продолжался ярославский период Арановича. Оркестр под его руководством стал известен всей стране, здесь же началась и всемирная слава дирижера. Ему было 24 года.

И вот он на сцене. Невысокий, хрупкий, необыкновенно изящный в своем фраке, он как будто вырастал. В городе все расширялся круг преданных любителей симфонической музыки. Особенную популярность имела она среди молодежи, студентов. В 60­е годы в ярославском технологическом институте был создан студенческий клуб любителей искусств. Юрий Аранович шефствовал над ним. Однажды принес в институт свой магнитофон.

– Мы прослушали в записи Девятую симфонию Густава Малера и вокальные циклы Арнольда Шенберга. Запомнилось почти пятичасовое обсуждение додекафонии как метода музыкальной композиции. Для нас это было открытием, – вспоминала кандидат наук Майя Логинова.

Симфонические концерты были праздником в городе. Ярославские музыканты признавались, что иногда даже не догадывались о своих возможностях. Исполнялись симфонии Чайковского, Рахманинова, Дворжака, Берлиоза, Бетховена. Поклонники маэстро до сих пор хранят программы его концертов: Прокофьев, Бизе, Сен­Санс, Равель, Вагнер, Моцарт, Сибелиус, Бах...

– Помню случай, – рассказывал скрипач Арнольд Вахтер, – когда один из солистов забыл партитуру третьего концерта для фортепьяно Сергея Рахманинова. Юрий Михайлович узнал об этом только за дирижерским пультом. Однако он спокойно провел репетицию. У оркестра было впечатление, что партитура лежит на пульте, так как Аранович помнил даже цифры в оркестровых партиях.

Он выезжал с оркестром на гастроли по области, несмотря на транспортные сложности, на подчас неприспособленные помещения, зимние морозы, осеннюю распутицу. В те годы, когда в Ярославле жил и работал Аранович, у нас перебывали все знаменитости страны, все лауреаты, находившиеся тогда на пике своих побед: Л. Коган, Д. Шафран, З. Долуханова, Л. Оборин, И. Безродный и особенно часто – Э. Гилельс.

А характер маэстро считался нелегким, строптивым. И проф­союзный лидер филармонии жаловался: «Аранович – тот больше интересуется мотороллером, чем профсоюзными собраниями. Мне стоило больших трудностей привлечь его в члены профсоюза». До сих пор кто­то вспоминает о его увлечении преферансом, кто­то о спорте (руководил стрелковой секцией), кто­то о езде на мотороллере, о рассеянности в быту.

Зато, если дело касалось репертуара, главный дирижер открыто сопротивлялся. «Репертуарный вопрос применительно к труженикам села надо серьезно изучить. Едва ли после концерта симфонического оркестра подскочат в колхозе надои молока. Не следует ничего упрощать и вульгаризировать», – вот его реплика на одном из совещаний в 1959 году. Между тем оркестр жил напряженно и творчески: стабильно работал лекторий, приобрели популярность абонементные циклы, лучшие советские и зарубежные исполнители высоко оценивали мастерство оркестра.

К себе дирижер был требователен чрезвычайно, а напряжение, возникавшее из­за различных проблем, мешавших работе оркестра, снимал шуткой. Впрочем, бывали и срывы. Недаром в его характеристике времен студенчества было рекомендовано: «обуздывание неукротимого темперамента». Но сотворчество дирижера и музыкантов создавало ту счастливую ситуацию, когда подчинение воле дирижера­диктатора перетекало в абсолютную свободу музыкантов.

Между тем Аранович приобретал все большую известность. Он был приглашен на должность главного режиссера и художественного руководителя симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Но Москва не дала ему свободы творчества, подавляла его талант. И осенью 1971 года Юрий Аранович подал заявление о выезде в Израиль. Друзья отвернулись от него. Километры пленки с бесценными записями его концертов были уничтожены. 2 марта 1971 года он навсегда покинул СССР.

Арановича буквально засыпали приглашениями самые известные оркестры. В 1957 – 1986 годах он – главный дирижер Кельнского симфонического оркестра, в 1982 – 1987 годах – главный дирижер Стокгольмской филармонии, выступает с ведущими оркестрами Парижа, Вены, Лондона, участвует в двух турне Королевского филармонического оркестра по США и многих других коллективах, встает за пульт дирижера оркестра нью­йоркской филармонии.

Развернулась его оперная карьера, он дирижировал в крупнейших театрах Англии, Германии, Италии, США, Швеции, на оперных фестивалях, в содружестве с лучшими режиссерами мира. Среди русских опер, звучавших под его управлением, были «Евгений Онегин» (Мюнхен, Турин, Стокгольм), «Золотой петушок» (Рим), «Орлеанская дева» (Стокгольм), «Иоланта» и «Алеко» (Турин).

Аранович – почетный член Шведской королевской академии (1984 г.) и командор ордена «Полярная звезда» (1987 г.).

В Иерусалиме Юрий Аранович встретился с Тами Саксон, студенткой, изучавшей литературу, и она стала его женой, другом на протяжении всего его жизненного пути, до самой смерти 31 (опять «31») октября 2002 года.

Но множество ярославцев хранят память об удивительном музыканте. В музее города готовится экспозиция о пребывании маэстро в Ярославле. Его поклонники собрали воспоминания о нем и его концертах – получилась целая книга. Один из лучших российских дирижеров Мурад Аннамамедов вместе с ярославским симфоническим оркестром подготовил мемориальный концерт, посвященный Юрию Арановичу, 17 мая будут звучать его любимые произведения.