Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 24 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/810/

Мастер с Острова детства

рубрика: Культура
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА

Завтра главный художник Ярославского театра кукол Игорь Алексеевич Бабанов отметит юбилей. Ему исполнится 60. За тридцать лет творчества он стал соавтором более девяноста спектаклей. К большинству из них Игорь Алексеевич создавал декорации и мастерил кукол. Правда, сам он употребляет другое слово. Кукол, как извест-но, вырезают, клеят, отливают. У Бабанова они рождаются.


АВТОПОРТРЕТ С КУКЛАМИ

Если «взрослый» театр отмечает юбилеи вечерними спектаклями, то детский – утренними. Для «утренника», посвященного Бабанову, выбрана постановка «Жили-были дед и баба», сыгранная уже более двух тысяч раз! Специально к ней виновник торжества нарисовал пригласительный билет, на котором свой портрет украсил куклами. Тут тебе и балаганный Петрушка, присев на ухо художника, пытается удочкой поймать то ли Золотую рыбку, то ли Русалочку. Тут и пугало огородное, и Царевна-лягушка, и бумажный кораблик «из газеты вчерашней» плывет к новым открытиям.

– Это мой Остров детства, – комментирует Игорь Алексеевич. – Тем, что я делаю, обычные люди только в детстве и занимаются, у меня это время, как видите, до 60 лет затянулось.

О возрасте кукольных дел мастера говорят примостившиеся на кончике носа очки, у которых оправа стекол изогнулась в виде цифр – 6 и 0.

– Годы отразились лишь на моем зрении, оно ухудшилось. А все остальное осталось таким же, как в детстве.

Родился Игорь Бабанов в год Великой Победы в разрушенном Питере. Устроить мальчика в детский сад было трудно, и большую часть времени он проводил в четырех стенах. Только кошка с театральным именем Сильва (уж не она ли предопределила судьбу Бабанова?) скрашивала одиночество.

Единственным развлечением маленького Игоря было радио. Он с упоением слушал сказки и радиоспектакли в исполнении замечательных актеров. Услышанное тут же пытался разыграть сам. Но игрушек в доме не было, в дни блокады все ушло на растопку печки. И мальчуган из пузырьков от лекарств, костяшек домино и прочих подручных средств создавал кукол для своей «театральной труппы».

Оттуда же, из детства, страсть Игоря Алексеевича к сочинительству, ведь сценарии детских игр еще и придумывались по ходу пьесы. Он и сегодня «балуется стихами» (по его словам), иногда пишет инсценировки, порой и спектакли по ним ставит. Так, например, появился в театре спектакль «Бабайки залетные».

«ТАК ТЫ ЕЩЕ И РИСУЕШЬ?!»

После школы Игорь окончил театральный институт в родном городе, получил специальность «художник театра кукол». Хотя не думал, что будет заниматься этим искусством профессионально. В детстве ни в каких художественных кружках и училищах не занимался. Просто любил рисовать.

Вот только школьный учитель не ценил его работы и ставил тройки. Впрочем, отношения были взаимными – фантазер Бабанов тоже был невысокого мнения об учителе и не понимал, почему весь урок нужно рисовать какое-нибудь цинковое ведро. Гораздо интереснее изображать скелеты или девушек ню (правда, тогда он не знал такого слова).

С учителем рисования была связана одна смешная история. В 13 лет Игорь услышал по радио о конкурсе детского рисунка в Польше. За первое место был обещан малогабаритный транзистор – по тем временам настоящее сокровище. Мальчик тут же записал адрес, со-брал несколько своих работ, завернул их в бумагу – не очень чистую, на почте сначала даже отказывались принимать. Ото-слал да и забыл об этом.

Прошел год. И вдруг на урок черчения зашел какой-то дяденька: «Бабанов, к директору». Мальчик сразу же стал вспоминать свои прегрешения последних дней, а безобразничал он часто, и на уроках лампочки внезапно гасли или начинали дребезжать не без участия его умелых ручек.

Бледный директор с порога спросил: «Ты рисунки какие-нибудь за границу отправлял?» – «Так это ж когда было». Присутствовавшие с облегчением вздохнули: нашли кому вручить диплом и отзывы польских пионеров о работах. И только учитель рисования никак не мог прийти в себя. «Бабанов, – наконец пролепетал он, – так ты еще и рисуешь?!»

...После окончания института Игорь получил распределение в Вологду. Потом его переманили в Ярославль, где он работает вот уже двадцать семь лет.

ИХ СУДЬБЫ СРОДНИ ЛЮДСКИМ

– Куклы, – рассказывает Игорь Алексеевич, – рождаются как дети. Сначала проходит процесс беременности. Обычно как бывает? Есть плановая беременность, когда все обдумано, заранее просчитано. Бывает по неосторожности или по любви. А бывает и как результат... насилия. Театр ведь тоже диктует какие-то вещи. Вот только что закончилось совещание, где решали, что у нас будет на следующие новогодние праздники. Я все мечтаю что-то свое сделать – а мне велят: «Думай про Новый год!»

– Значит, каких-то кукол вы наверняка любите больше?

– Да нет. Они все мои дети – одинаково любимые, как бы процесс ни начинался. Создание куклы – это в каком-то смысле уникальная возможность для мужчины родить, тут каждый случай дорог.

Ну а судьбы у всех «детишек» складываются по-разному. У кого-то удачно, у кого-то не очень. Бывает, красивый, стильный спектакль, а не приживается в театре, и его списывают. Декорации почти сразу идут на свалку. А куклы висят сначала возле сцены, потом в хранилищах, где нет ни воздуха, ни света, но и там со временем начинают мешать. И их выбрасывают на помойку.

Большинство кукол исчезают бесследно. Но художник всегда пытается их спасти и, если находит на свалке, тащит в свою мастерскую. Куклы, которым уготована более долгая жизнь, стареют: с них облезает краска, рвутся наряды, их жрет моль, а изготовленных из папье-маше объедают крысы...

Работая, Игорь Алексеевич никогда не ставит задачу подражать действительности, создавать узнаваемые «лица». Он вообще не любит театр Образцова, который надолго посадил кукольников на натурализм.

– Театр кукол – это все-таки театр метафоры, знаков. Он не может быть натуральным, – размышляет художник. – Нелепо, когда куклы начинают играть почти трагедию, с переживаниями, бытовыми подробностями. Интересно это может быть, только когда делается пародия.

Но иногда, абсолютно случайно, кукла получается удивительно похожей на кого-нибудь. Как-то Игорь Алексеевич вырезал кукол для спектакля «Садко». Одна из них задумывалась как индийский гость. Вдруг Бабанова приглашает Яков Казьянский на свой бенефис. Подарка нет. Но индий-ский гость – просто копия композитора! Решено: кукла подождет. К фигуре, ставшей теперь Яковом Казьянским, Бабанов добавил летящий рояль. Музыкант был в восторге от увиденного.

Эта кукла, как и другие работы художника, представлена на выставке, которая в дни юбилея проходит в зале театра «На золотом крыльце». Подарки составляют большинство экспонатов, поскольку их в отличие от иных кукол трепетно хранят друзья.

– Чувствую, меня эти подарки и прославят, – с иронией говорит Игорь Алексеевич.

Почти все презенты сопровождает какой-нибудь стишок художника. Такой, например:

Один мудрейший фараон Был юн и свеж не по годам, Все потому, что по утрам Пил чудодейственный бальзам... Коль хочешь быть как фараон, Пей по утрам бальзам «Вагрон».

В поделке был тайничок, где пряталась бутылочка бальзама. Тема пития – одна из самых любимых у Игоря Бабанова и в творчестве, и в жизни. Всем другим напиткам он предпочитает домашние вина соб-ственного изготовления.

Большинство подарков выполнены из обрезков дерева, это любимый материал художника. В них много зашифровано. Вот «Ножка Терпсихоры». Была у древних греков такая покровительница танца. Ярославской музой этого вида искусства Бабанов назначил хореографа Светлану Михайловну Варзанову, которой и предназначался подарок. Вокруг стройной женской ножки крутятся фигурки скомороха, слона, чертенка, медведя... Любого научит танцевать Светлана Михайловна.

Двух одинаковых кукол у Игоря Алексеевича не найдешь, как ни старайся. Копировать он не умеет. Да и надобности в этом нет – фантазия художника безгранична, и Остров детства всегда будет полон новых жителей.