Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 25 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/817/

Плакат – это боль, а не диагноз

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Во весь экран – граната: чека запала от «лимонки», а вместо корпуса на боевой взвод поставлена величиной с кулак головка спелого мака. Это не кадр крутого триллера про наркомафию. Речь идет о показанной через видеопроектор на большом экране композиции одного из участ-ников конкурса, объявленного в Ярославле два месяца назад по программе плакатной акции Британского совета, некоммерческой организации «Новая графика» и центра современного искусства «Арс-Форум».


«Конструктора» невиданного снаряда осколочного дей-ствия невозможно упрекнуть в злостном очернении действительности. Как, впрочем, и других конкурсантов, чьими электронными адресами подписаны плакаты, предостерегающие от грозного зла алкоголизма, дет-ской безнадзорности, дорожного лихачества, воинственно вскинутых рук чернорубашечников. Диплом «За лучшее графическое исполнение» присужден питерцам Анастасии и Александре Фалдиным. Все яст-ва их суровой сатиры «Меню пенсионера» приготовлены из пайки черного хлеба. Авторы позаботились и о тех, кто посмотрев плакат, сделает вид, будто «не понял юмора». Дополнили изобразительный ряд не требующей пояснений прос-тенькой федеральной статистикой: «в питании пенсионера не хватает 40 процентов мяса, 30 процентов рыбы, 50 процентов овощей».

Слушатель частной школы дизайна москвич Алексей Дружинин тоже умеет видеть жизнь без прикрас. По разным номинациям представил он несколько работ. Дипломом второй степени отмечен его лирический дар – то, с каким непринужденным изяществом Алексей выдал комплимент Ярославлю, городу, где часто бывает у близких знакомых. В логотипе с названием города выделил красным цветом последний слог: «перевел» его на английский – получилось «Love» «любовь».

А победил на конкурсе двадцативосьмилетний сотрудник одной из ярославских типографий, выпускник отделения дизайна художественного училища Ярослав Железняков. По высшему баллу оценили экс-перты и суровую злобу дня его авторской идеи («Наркотики – это не путь, это тупик»), и выразительный лаконизм ее подачи в метафоре: согбенная фигура человека в замкнутом круге.

Всего на конкурсный сайт поступило двести работ от 150 авторов со всей России. В день награждения были названы и обладатели специальных призов жюри и мэрии из разных городов по темам «Город» и «Здоровье», а в номинации «Свои чужие дети» отмечен ярославский архитектор и фотограф Петр Ловыгин.

Председатель комитета рекламы и дизайна мэрии Галина Васильева напомнила о конкурсном условии, по которому произведения четырех победителей будут «размещены на улицах города в 2006 году». Ничего более определенного конкурсанты и их болельщики пока что не услышали, как и об аналогичном обещании – показать горожанам не в компьютере, а на натуре образцы всемирно известного английского социального плаката.

Хозяйкой положения в городском пейзаже Ярославля по-прежнему остается она – глуховатая к людской боли и бедам общества белозубая коммерческая реклама.