Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 26 мая 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/8191/

Как Екатерина в бизнес ходила

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Завтра – Общероссийский день библиотек. В его честь мы решили впервые рассказать о людях самой молодой на этом древнейшем по­прище специальности.


Нашла коса на камень

Чтобы читатели не думали, что сектор маркетинга главной библиотеки области занимается какими­то заоблачными материями, наша собеседница Екатерина Орехова с порога предлагает обсудить недавний случай из по­вседневной жизни Некрасовки.

Утро, нижнее фойе. Парень в наушниках с включенным плейером, со жвачкой во рту со всего маху шлепает читательский билет на стол сотрудницы отдела учета. Открыв корочки и увидев, что билет не перерегистрирован, она просит у парня паспорт, а тот, само собой, просьбы не слышит.

– Молодой человек, ваш паспорт! – жмет на голосовые связки библиотекарь.

И что же слышит она в ответ от меломана, соблаговолившего наконец­то снять наушники?

– А ты чего кричишь!

Разборка продолжалась на повышенных тонах. «Связью с общественностью» как раз занимается маркетолог, и дальше разговор шел с ее участием. Пришлось грубияну элементарно объяснять, что работают в этих стенах тоже люди, а не безгласная прислуга, и если хотите, чтобы уважали вас, будьте так добры, уважайте других и вы.

Житейский опыт любому подскажет, что если вам нахамили в трамвае, вы попросту говоря плюнули и забыли, а если вас обругали (пусть даже и по делу) в библиотеке, то тут хоть караул кричи. Униженный и оскорбленный сразу требует книгу жалоб и оставляет в ней гневную отповедь обидчикам.

После того случая отправилась Орехова прямиком к директору Полозневу: дескать, так и так, Дмитрий Федорович, получаем примерно по жалобе в неделю, надо с этим что­то делать.

На выходной день позвали из юношеской библиотеки психолога, устроили однодневный тренинг по конфликт­ным ситуациям. Разыгрывали по ролям сюжеты со скандалами местного значения в магазине, в маршрутке, у входа в музей, когда перед самым носом у посетителя захлопнули дверь: «Закрыто!».

Зрителей на том тренинге не было. Включиться в дей­ство предложили и Екатерине Сергеевне. Учились тому самому, что так здорово и без всяких тренингов умеют старые библиотекари. Видеть себя глазами читателя. При любых обстоятельствах беречь нервы и его, и свои. Дорожить честью того дела, которому ты посвятил жизнь.

Обратить взгляд на то, что раньше из поля зрения выпадало – тем и занят библиотечный маркетолог. По крайней мере, так понимает свое призвание воспитанница Московского института культуры Орехова.

Кругом одни клиенты

Кое­кто всерьез думает, что работать в библиотеку идут одни убогие. Доводы против этакой глупости у Ореховой всегда наготове: разве убогим было бы под силу сделать библиотеку такой живучей? При Брежневе не списали, как велено было, а спрятали, сберегли запрещенную прозу Солженицына. Не страшны были библиотеке ни костры из книг, ни репрессии против литературы якобы «ненужной».

Так почему же библиотека такая бедная, если такая умная? Есть вопрос! Врач, учитель может взять сверхурочные часы. А как им­то быть при восьмичасовом рабочем дне, великим труженикам книги, ведь у многих семьи, дети? Гордо терпят, ждут лучших времен.

От бизнесменов Орехова не раз слышала: хватит заниматься ерундой, займись делом, где нормально платят. В общем, попробовала она недавно поменять судьбу. Расслабилась в отпуске, ей как раз и позвонили из одной фирмы, пригласили на собеседование...

В офисе для поддержки духа поставила рядом с компьютером фигурку ангела­хранителя, подаренную подругой Ларисой Зуевой.

Менеджер, говорят, он и в Африке менеджер. В Некрасовке по долгу службы искала внебюджетные средства, а тут – клиентуру, заключала договоры на обслуживание. Вроде, тем же самым занималась. Но недели через три одолела Екатерину тоска смертная. Вроде, как перестала видеть людей вокруг – одни клиенты. Уговаривала себя: ну потяни еще.

Никаких проколов не было, просто больше не смогла. Как раз встретила на улице директора Полознева. Тот диалог она наизусть помнит:

– Ну как, бизнес­леди?

– Да ну ничего.

– Так как же все­таки?

– Да плохо...

– Домой!

Она и вернулась – домой.

Зачем книгочею конь

Федеральный закон под номером 131 о принципах местного самоуправления на горизонте у библиотекарей явился в предгрозовом облаке слухов о грядущих бед­ствиях малой библиотеки.

Судьбу ее новый документ препоручает району и поселению. Не затеряется ли и без того обветшалый сельский книгофонд среди других первоочередных забот местной власти – на ней ведь теперь и здравпункт содержать, и пожары тушить, и дорогу чинить, и мусор вывозить?

То был и ее вопрос кровный, Некрасовки, отдела прогнозирования, его сектора маркетинга. Прочитали Орехова с Зуевой текст закона построчно. Вспомнив об этом, хитрецки улыбаются подруги (так их и называют за глаза, географически, «Орехово­Зуево»):

– Прочли и ничегошеньки не поняли.

Звонили в Российскую национальную библиотеку, в Министерство культуры. Моск­ва дала ценный совет: что найдем – что потеряем, придется просчитывать вместе. В общем, дали понять, что жить во спасение придется соб­ственным умом. Созвали библиотекарей на мозговой штурм. В ролях глав админист­раций, у коих забот много, а денег мало, дружно оценили плюсы­минусы разных вариантов: с передачей книжного фонда школе, агрофирме, клубно­спортивному комплексу – так, сработав на опережение, сделали в Рыбинском районе.

Не стали ждать погоды и гавриловямцы, но поступили иначе. Сохранили и переоформили на договорных началах не зависимое ни от кого, кроме учредителя, муниципальное объединение с центральной библиотекой и двумя десятками ее сельских филиалов.

Минусов и даже угроз оказалось больше, чем плюсов во всех вариантах, кроме последнего. Его «фишка» заключалась в том, что у книжников в Гаврилов­Яме (в силу, может быть, и вынужденных обс­тоятельств) сложился уникальный законный брак с крае­ведческим музеем. У молодоженов вскоре появился замечательный отпрыск – первый и единственный в России «Музей ямщика».

Партнерам – хранителям ценностей делить было нечего, и союз обещал стать счастливым. Ямщицкую коллекцию азартно собирали чуть ли не всем районом. В ней читатели получили редкост­ный шанс – увидеть и потрогать руками то, о чем в книгах написано. При музее конный двор появился, лошадку завели.

Оценить и обсудить аргументы в пользу светлых перспектив такого альянса попросили специалистов Некрасовки. Под оригинальную идею главы района Николая Бирука профессиональный историк Дмитрий Полознев вместе с Ореховой придумали проектный семинар «Страна ямщика».

– Так зачем, Екатерина Сергеевна, книгочею лошадь на конном дворе при библиотеке­музее? – легкой провокацией, даже не рассчитанной на ответ, постарались мы тему закруглить.

– Зачем? – показала быструю профессиональную реакцию маркетолог. – А за тем же, за чем книгочею и сыромятный гуж, какого он сроду не увидел бы, если бы не музей. Начитался про лошадь, а потом научился в седле держаться. Смотрите, как складно получается.

Бальзам на душу

За то, чтобы у Некрасовки было побольше добрых друзей и хороших партнеров, кто кроме директора отвечает – то же самое «Орехово­Зуево». Местом встреч издателей и авторов стали здесь предновогодние книжные конференции.

Творческий люд туда с большой охотой идет, потому что стимул есть: хотя бы общественный конкурс на лучшую книгу года. Без премий, зато вес какой: с учетом читательских мнений, лауреатов выбирают сами библиотекари. Причем без нахмуренного лба, с улыбкой. Чего стоит придуманный маркетологами девиз самой, наверное, скучной номинации за точное следование издательским ГОСТам: «Бальзам на душу библиотекаря». Такую книжку не только читать – подержать в руках приятно.

Столпотворение у той итоговой выставки, к чему теперь все привыкли, тоже не возникает из ничего. Орехова знает, кому достаточно по­звонить, чтобы явился и новые книги не забыл захватить, а кому для надежности лучше нанести личный визит. А чтобы глава региона пожаловал, будучи завзятым книжником, пришлось придумывать целую акцию «Губернатор в библиотеке». Подумали: пусть не просто походит – посмотрит, как живем, а литературу за кафедрой повыдает.

Не все, что задумали, тогда получилось, но пришел же Анатолий Иванович! Кто­то из читателей, увидев его у столов и округлив глаза от удивления, зашептал соседу: «Слушай, как похож на нашего губернатора, не двойник ли у него появился».

Вручили тогда Анатолию Ивановичу сертификат следующего содержания: «...Предъявитель сего может пользоваться особым вниманием и любовью библиотекарей, а также имеет право отвечать им полной взаимностью». На год дорогому гостю выписали, не бессрочный.

– Чтобы в следующем снова приходил, – дает заключительную ремарку Екатерина Сергеевна.

Ничего не скажешь, умеют же сочетать юмор со здравым смыслом! Вот интересно, что сама наша героиня в последнее время прочитала с особым удовольствием?

Оказалось – такую же крутую, как и популярная телепрограмма, книгу Татьяны Толстой и Дуни Смирновой «Кухня школы злословия».

Чуть помедлив, добавила:

– И, пожалуй, еще эту вот страницу.

С кратким собственным комментарием достала с прин­тера распечатку фрагмента из апрельского послания президента страны Федеральному собранию.

– До сих пор президент в таких посланиях ни разу не говорил о библиотеке. Она бедствует, но не погибнет, потому что нужна всем. Президент ратует за ее возрождение. Не иначе как наши молитвы о ней дошли­таки и до Кремля.