Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 30 мая 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/8230/

Солидный возраст театра для детей

рубрика: Культура
Автор: Беседовала Лариса ДРАЧ

В последний день весны Ярославский государственный театр кукол празднует свой юбилей – восьмидесятилетие. Хотя первое представление труппы под руководством театрального педагога Марии Николаевны Слободской состоялось 1 марта 1927 года, и именно этот день принято считать днем рождения Ярославского театра кукол. Юбилейные торжества решили приурочить к окончанию сезона.


С 1990 года, на протяжении семнадцати лет, ярославский театр кукол возглавляет заслуженный работник культуры России Дмитрий Ардальонович Стрекалов. Накануне праздника мы встретились с Дмитрием Ардальоновичем, чтобы поговорить о виновнике торжества и о его месте в контексте кукольной театральной культуры страны.

– Насколько высоко котируется сегодня Ярославский театр кукол? Только, пожалуйста, объективно...

– На сегодняшний день ярославский театр кукол среди кукольных театров России уверенно занимает одно из первых мест. Конечно, официального «табеля о рангах» в театральной структуре нет – это же не спорт, где пробежал на две секунды быстрее и тут же стал первым. Но можно смело отвести нашему театру почетное место в пятерке лидеров. Я пришел в кукольный театр в 90-м году и, поскольку мне все было внове, интересно, много ездил по фестивалям, знакомился с театрами, вычленив в итоге несколько, которые с моей точки зрения были лидирующими – по уровню творчества, по цифровым показателям, по атмосфере в коллективе и так далее. Это были театры кукол Архангельска, Выборга, Воронежа, Свердловска, Рязани и Петербурга. Позднее появился очень приличный театр в Мытищах. На сегодняшний день обойма лидеров осталась почти та же, но уровень театров очень резко снизился.

– Перечисляя наиболее заметные российские театры кукол, вы не отметили театр имени Образцова. Он находится вне конкуренции?

– Образцовский театр с момента своего создания стоит особняком среди кукольных театров России по разным причинам. Он всегда находился в привилегированном положении – и по статусу центрального и благодаря личности Образцова. Сергей Владимирович был талантливейшим режиссером, руководителем, человеком интеллигентным, с большим художественным вкусом. К сожалению, сегодня об этом театре можно говорить скорее в историческом контексте.

– Но если нет образцовской театральной школы, что тогда есть?

– Была и остается так называемая питерская школа кукольников. Выдающийся режиссер–кукольник Михаил Михайлович Королев в 70-е годы выпустил два режиссерских курса, по совокупности – человек пятнадцать. Десяток режиссеров из той когорты – на всю страну! – и сейчас работают. Трое из них – Владимир Куприн, Елена и Вячеслав Борисовы – в Ярославле, и у них есть свои ученики.

– А можно ли в этом контексте говорить о ярославской школе кукольников?

– Да, безусловно. Вообще на сегодняшний день кукольная школа существует одна – это выпускники Королева. Сохранилась кафедра театра кукол в Петербурге, которая тоже состоит из «внучатых» учеников Королева. Один из них уехал в Екатеринбург, поэтому появилась Екатеринбургская школа. Бывший ректор ярославского театрального института Клитин, будучи петербуржцем, сделал все, чтобы перетащить сюда коллег по «альма матер» – так появилась ярославская театральная школа. Вот, собственно, три места – Екатеринбург, Питер и Ярославль, где действительно готовят людей к работе в театре кукол.

– А сколько всего на сегодняшний день в России театров кукол?

– Порядка ста, причем в России, а не в Союзе... В СССР было 87, а сейчас возникло какое-то невероятное количество театров. Другое дело, что количество не всегда переходит в качество.

– Это лично ваша оценка?

– Да. А других оценок просто нет. Если раньше существовали фестивали, на которых председательствовали авторитетные люди, была какая-то объективная оценка происходящего, то сейчас этого нет. Если раньше в Министерстве культуры был человек, отвечающий за театры кукол, был специальный отдел детских театров в Союзе театральных деятелей и так далее, то сейчас главная задача чиновников всех уровней – сделать так, чтобы к ним как можно меньше обращались. Что происходит в театрах страны всем безразлично. Остался существующий скорее по инерции ручеек финансирования, который вот-вот иссякнет.

– Что можно в таком случае сказать о юбиляре – ярославском театре кукол в свете нарисованной вами картины?

– Наш юбиляр на фоне происходящего жив и здоров. Он ухитряется иметь более-менее живую атмосферу в коллективе, выпускать спектакли, которые публика смотрит с интересом – у нас всегда заполненный зрительный зал, и это при том, что спектакли играются ежедневно, а иной раз и дважды в день. В театре постоянно обновляется репертуар... Материальная база сравнительно благополучная. Театр может себе позволить ездить на фестивали. Более того, театр может себе позволить ездить не на все фестивали, куда зовут.

– Но какие-то фестивали вы все-таки посещаете? Ведь нельзя же вариться в собственном соку!

– На Образцовские фестивали в Москву ездим обязательно. Мы постоянные участники ивановского фестиваля «Муравейник». Периодически выбираемся на крупные кукольные фестивали, «прописанные» в Рязани и в Мытищах. Мы – дипломанты «Золотой маски», дважды подряд стали лауреатами «Золотого Витязя» и «Московских каникул».

– А как обстоят дела с зарубежными гастролями?

– Мы много лет активно ездили за рубеж – Англия, Америка, Австрия, Германия, Индия, в общей сложности побывали в 14 странах. И везде имели успех. Больше того, дважды наш театр принимал участие в Фестивале Фестивалей, то есть признавался в числе лучших кукольных театров мира. Последние несколько лет почти не выезжаем по разным причинам.

– А что, есть интересные предложения?

– Есть. Например, нам предлагали создать... австралийский кукольный театр. Для этого надо в течение пяти лет держать там, в Австралии, играющую труппу и одновременно силами наших педагогов создавать австралийскую театральную школу. Очень заманчивое предложение, но для того, чтобы его реализовать, мы должны были бы сильно сократить свое существование в Ярославле. Пока пришлось от этого заманчивого предложения отказаться... В прошлом году нам предлагали гастроли в Париже с двумя спектаклями – «Неугомонная семейка» и «Жили-были дед и баба». Но ехать нужно было на рождественские каникулы, то есть как раз в то время, когда у нас идут генеральные репетиции новогодней сказки для ярославских детей. Ситуация складывалась как в анекдоте про режиссера Спилберга, приглашающего на работу актера провинциального театра и получающего ... отказ, потому что у артиста в это время «елки». Естественно, мы никуда не поехали.

– Что бы вы хотели пожелать своему театру в этот торжественный для него день?

– В первую очередь – стабильности, а при наличии стабильности могут быть и разные творческие прорывы. Таковых, впрочем, может и не случиться, но без наличия стабильности их не случится точно. Подводя некий символичный итог этого сезона, можно сказать, что юбилейный год мы провели на достойном уровне и нам есть чем гордиться. Начав сезон участием в Образцовском фестивале, заканчиваем его на фестивале «КукАрт» в Петербурге. Это негосударственный фестиваль, на котором приветствуются «продвинутые» театры. В свое время мы там были очень хорошо приняты с «Балаганчиком» Татьяны Старочкиной, теперь везем «Пряничный домик». Стали традиционными «малые» гастроли в Московском доме музыки – в этом году возили мюзикл «Кот в сапогах», получили приглашение на следующий год. Успешно съездили на гастроли в Белоруссию. Продолжаем добрую традицию бенефисов актеров, режиссеров, художников. Театр выпустил три премьеры – «Золушка», «Волк и семеро козлят» и «Куклы-шоу». Сейчас заряжены в работу две новых постановки – Николай Боровков и Нелли Полякова ставят спектакль «По щучьему веленью», и творческий дуэт двух Елен – режиссера Борисовой и художника Бересневой работают над «Питером Пэном». В текущем репертуаре театра – 26 спектаклей, и ни один из них нет желания списать: они любимы и труппой и зрителями. Что еще говорит о стабильности театра? Его команда. На сегодняшний день редкий театр кукол может похвастать штатным режиссером – в нашем театре работают три режиссера: Владимир Куприн, Николай Боровков и Елена Борисова. Четыре спектакля поставил актер Анатолий Белков, и есть уверенность, что он и дальше будет этим заниматься. В театре кукол огромное значение, едва ли не большее, чем режиссер, имеет художник. И этих творцов у нас целая обойма – от ветеранов сцены Игоря Бабанова, Нелли Поляковой, опытной Елены Бересневой до молодой художницы Полины Борисовой, стажирующейся сейчас в Париже. В театре очень сильная труппа, причем без балласта, чем не может похвастать вообще ни один театр... Так что по большому счету театр встречает восьмидесятилетний юбилей в идеальном состоянии.

– В качестве руководителя театра вы довольны сегодняшним положением и состоянием театра?

– Да, конечно.

– Вы полагаете, что сделали все, что могли?

– Далеко нет. Мы не имеем взрослого репертуара – это первая и основная наша проблема. Нет его в силу того, что хороший товар стоит денег, а этих денег я достать не сумел. Зарплаты у нас не плохие, но маленькие... Так что есть над чем поработать в будущем...

– Как будете отмечать День рождения?

– К нам приедут наши друзья-кукольники из Москвы, Питера, соседних областей – всего 10 театров. Придут коллеги из Ярославских театров, придут друзья. А 1 июня – в День защиты детей – состоится своеобразный маленький фестиваль: дружественные театры кукол сыграют свои спектакли одновременно в семи районах для детей Ярославской области. Ведь по большому счету именно для них и работает наш театр.