Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 05 июня 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/8322/

Есть над чем подумать

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

В ярославском художественном музее демонстрируется мультижанровый семейный проект признанного столичного скульптора Сергея Бычкова и его сына, начинающего фотографа Арсения. В выставочном содружестве столь разных по стилю и по своей сути видов изобразительного искусства, безусловно, есть своя прелесть.


Сергей Бычков – известный московский автор, активно работающий в области монументальной и станковой скульптуры. Ключевое слово к расшифровке его скульптур (а они далеко не так просты, как кажутся) – метафора. Глубокое философское и достаточно сложное ассоциативное содержание скульптор заключает в ироничную, порой граничащую с карикатурой, внешнюю оболочку. Такова, например, потрясающая по пластическому решению героиня «Большого тенниса», олицетворяющая как бы «наш ответ Чемберлену», наше «фи!» действующим рекламным лицам процветающих косметических компаний, променявшим большой спорт на большую светскую тусовку.

Изумительна по идее и по воплощению композиция «Одиночное плавание», герой которой в утлом челне отправился в путь, в ходе которого ему приходится надувать парус собственным дыханием. Но при всей безусловной оригинальности некая вытянутая «модильянистость» фигур отсылает зрителей к художественным традициям предшественников автора.., а нарочитая яйцеголовость фигур (и пусть меня обсмеют все искусствоведы вместе взятые!) упорно наталкивает на ассоциации с исполинскими языческими идолами острова Пасхи... В общем, непростые работы рождает на свет творческий гений Сергея Бычкова, есть над чем подумать. Хотя в экспозиции столь «заморочные» работы непринужденно соседствуют с персонажами, выполненными автором в достаточно реалистичной манере: таковы, например, фигура опричника на коне, библейские и мифологические персонажи («Северная пустыня», «Пустынники»).

Фотографические работы Бычкова-младшего свидетельствуют о том, что Арсений мастерски овладел фотокамерой и достаточно «подкован» в области современной фотографии. Он не изобретает велосипед, а обращается к модным сегодня композиционным акцентам на деталях и рассматривает целое сквозь призму фрагмента. Безусловно, можно поспорить на счет художественной ценности концептуальных натюрмортов автора – осколок стекла, вид кофейной чашки сверху, – но ведь и до такого взгляда на жизнь нужно было не только додуматься, но и иметь смелость первым это озвучить. В конце концов, у Арсения Бычкова еще все впереди: он ученик средней школы, фотографией занимается второй год, и активно участвует в ежегодных школьных рождественских ярмарках.

В творческом тандеме двух столичных авторов Сергея и Арсения Бычковых ярко и достаточно индивидуально выражены взгляды художников – опытного и начинающего – на современный мир. Они отличны от других, и априори ценны уже этим.