Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 09 июня 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/8410/

Все решает «чуть-чуть»

рубрика: Культура
Автор: Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН

Подошла к концу шестидневная сессия летней ярославской фортепианной академии «ЛЯ-ФА» фонда выдающегося педагога Анны Артоболевской. Интервью «Северному краю» дал учредитель и президент фонда, ученик Артоболевской, профессор Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, народный артист России Алексей Наседкин.


– Только что, Алексей Аркадьевич, закончились очередные занятия в вашем мастер-классе, я был на них вольным слушателем. Знаете, какие слова звучали в ваших репликах и наставлениях чаще всего?

– Интересно, какие же?

– Словосочетание «чуть-чуть». Вы просили играть ребят «чуть-чуть свободнее», или «нежнее», «изящнее», даже «капризнее».

– Спасибо за любопытное наблюдение. В искусстве, как мы знаем, часто это «чуть-чуть» все и решает.

– «Школа Наседкина» она есть в жизни, или эту лестную метафору придумали ваши преданные поклонники?

– Вопрос я, бы сказал, не просто острый, он еще и сверхделикатный, но уходить от ответа не буду. Если до сих пор идут дискуссии о том, существует ли «школа Нейгауза», то вовсе не исключено, что у кого-то имеются сомнения и по моему адресу. Думаю, важнее всего индивидуальность педагога, если он – яркая личность, то можно говорить и о творческой школе.

– Среди педагогов «Академии-2007» такие личности есть?

– Конечно. Назову прежде всего моего коллегу по Московской консерватории профессора Владимира Овчинникова, педагога-консультанта международного Союза музыкальных деятелей и фонда имени А. Н. Скрябина Анну Николаеву (она, наверное, лучше всех знает, как справиться с концертными волнениями). Назову и наших дебютантов: профессора Гнесинки, блистательного джазового пианиста Игоря Бриля, гостью из Магнитогорска, лауреата «Балакиревского проекта 2007 года» Светлану Утовкину. Каждый из них ведает, как раскрыть и поддерживать талант, у каждого своя авторская методика. Просто послушайте, какую тему, не требующую комментариев, разрабатывает Утовкина: «Новый урок ритмики. Синтез музыки, движения, театра и поэзии».

– Как выглядели на сей раз ярославские «академики»?

– Инициаторы академии представили самую солидную команду. Причем нынешняя сессия по составу слушателей была никак не слабее двух предыдущих – 2000 и 2004 годов. Талант-ливые музыканты приехали из Гнесинского колледжа, из столичного училища имени Шопена, из колледжей при Уральской, Ростовской, что на Дону, консерваторий. Но если раньше погоду на летней академии делали все же москвичи, то теперь впервые серьезную конкуренцию составила им провинция в лице Ярославля.

– Кого-то из наших могли бы отметить?

– В первый же день моими партнерами один за другим стали пятеро из них, виртуозы один другого лучше. У каждого – несомненный дар божий, уйма нерастраченных сил и что может быть еще важнее, страстное стремление играть еще и еще лучше. Все уроки заканчивались горячими аплодисментами, а ведь публика в зале сидела самая взыскательная – педагоги, соученики по академии, пристрастные болельщики.

– Какие-то сюрпризы для вас были?

– Об этом мог бы говорить долго. Приведу хотя бы пару примеров. Ученица Собиновской школы искусств Саша Алтынбаева показала зрелую игру, но особенно она удивила меня вдохновенным исполнением пьесы «Шутка» из моего «Детского альбома». Десятилетний, или может быть ему уже одиннадцать, Илья Соловьев из вашей школы искусств № 2 с неподражаемым азартом помимо всего прочего играл, причем впервые в жизни, ни много, ни мало, этюд молодого Ференца Листа. Не удивлюсь, если педагоги решат премию «Надежда» самому юному слушателю летней академии присудить именно ему.

Сегодня на гала-концерте юных «академиков» в Собиновском зале филармонии из рук профессора Наседкина получат они стипендии фонда. Наш общительный и доброжелательно настроенный собеседник рискнул, опережая события, раскрыть такой важный секрет попечителей академии «ЛЯ-ФА». Стипендиатами или призерами станут все ее слушатели. Исключений не будет.