Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 05 июля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/8745/

Где ж ты, братство цеховое?

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Этот снимок без всяких видов на публикацию сделала на Леонтьевском кладбище в Ярославле наша читательница Светлана Иванова. Передавая фотографию в редакцию, представилась:


– Поклонница Волковского театра и театрального искусства вообще. – И предложила: – Так непрезентабельно выглядит могила двух очень известных в прошлом мастеров ярославской сцены Александры Чудиновой и Григория Свободина. Супруги отдали ей лучшие годы жизни и умерли в один год – 1971-й. Неплохо было бы напомнить о них вашим читателям, среди которых, знаю, много театралов.

Напомнить придется, хотя и без всяких пояснений видно, что надгробные камни покосились, а искусственные цветы в ограде заросли сорной травой. Могила заслуживает лучшей участи, и не будь на камнях столь значимых имен. Чудинова и Свободин – не только история ярославской сцены, но и ее честь. О роли Чудиновой в инсценировке своего романа «Петр I» Алексей Толстой, встречаясь с труппой, говорил, что это лучшая из всех Екатерин, каких довелось видеть ему в других театрах.

Концертное платье, личные вещи, награды народной артистки РСФСР Александры Чудиновой с полным правом принял на вечное хранение музей истории Ярославля. Вместе со своим супругом и учителем Григорием Свободиным приехали они в Ярославль в середине 30-х годов. Свободин был уже сложившимся мастером. В молодости на дореволюционной сцене бывал он партнером Веры Комиссаржевской, легендарных трагиков братьев Адельгейм. С 1922 года возглавлял созданный им передвижной театр «Шахтерка Донбасса», как режиссер отдал дань стилистике агиттеатра, острой сценической форме в духе Мейерхольда.

Опыт Свободина пригодился и Ярославлю. В пору чиновничьих нападок на Волковский театр за якобы «развал работы» Григорий Семенович некоторое время в нем директорствовал. Роли Чудиновой и Свободина в пьесах Островского, Чехова, Горького – золотой фонд старейшего русского театра.

Заброшенная могила, что и говорить, – зрелище прискорбное и стыдное независимо от того, кто в ней покоится. Но тут ведь, не правда ли, случай особый, и потому те «лопухи» – забота не только семейная, но и актерского «цехового» братства. Им всегда так дорожила, возглавляя отделение ВТО, Александра Дмитриевна Чудинова.

Если уж волковцам и Союзу театральных деятелей все некогда навестить последний приют своих маститых коллег и требуется для этого какой-то, допустим, юбилейный повод, то вскорости появится и он: нынешней осенью грядет 125-летняя годовщина Григория Свободина. Только вместо вдохновенных речей о том, какие со своей супругой были они замечательные артисты, хорошо бы их нынешним собратьям по искусству для начала просто засучить рукава – прополоть могилу, поправить надгробие, покрасить ограду.

А вот что сказала на эту тему народная артистка России Наталья Ивановна Терентьева:

– Надо приводить в порядок и другие могилы, не только на Леонтьевском, но и на Чурилковском кладбище. Там похоронены Ромоданов, Нельский, Нельская, Караев, другие артисты, хорошо знакомые вашим читателям. Этим, насколько мне известно, занимается отделение Союза театральных деятелей. Совестно, что нам об этом напоминают. Я хотела привести в порядок последний приют Чудиновой и Свободина, но узнала, сколько это стоит, и с горечью поняла, что в одиночку мне с этим не справиться...