Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 06 сентября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/9610/

Прелести лагерной жизни

рубрика: Культура
Автор: Марина АКИШИНА

Два первых экспериментальных лагеря – «Школа выживания юных харитоновцев» и «Трудовой десант юных харитоновцев» – были организованы нынешним летом для детских домов области в рамках прог­раммы «Мы вместе» памяти Валерия Харитонова. Грустно, что они уже позади. Но как здорово, что это было.


Наш палаточный лагерь «Школа выживания юных харитоновцев» стал событием не только для детей, но и для педагогов, и нас – организаторов. Сначала о задумке. Затевалась игра в непредсказуемых полевых условиях и в неожиданных предлагаемых обстоятельствах, где участники должны принимать быстрые и правильные решения. В некоторых случаях планировалось искусственно погружать ребят в ту или иную ситуацию, когда они вынуждены были справляться без помощи взрослых.

Взять хотя бы обустройство жилья. 95 процентов ребят впервые оказались в полевых условиях: ставили палатки, заготавливали дрова, разжигали костёр и вообще – более суток жили в глухом лесу. Они смогли не только продержаться в экстремальных условиях целых три дня, многому научиться, но и помогали друг другу. Для первого раза неплохо!

Выяснилось, что даже многие учителя, имеющие немалый педагогический стаж, первый раз в жизни прикоснулись к спальному мешку, карабину. А ещё они отметили: «Мы увидели своих ребят с другой стороны. Такая форма проживания очень сблизила нас с деть­ми».

Впечатления от «верёвочных курсов», туристических фишек с элементами альпинизма, сюжетно­ролевых игр в ночи, песен у костра просто незабываемы. Не лишним грузом для ребят стали и футболки с логотипом программы, и сертификаты, свидетельствующие о прохождении первого этапа «школы выживания», и доброе слово «на дорожку».

Так в чём же заключался сам смысл нашей «школы выживания»? В отношении человека к человеку. В отношении человека к самому себе, к природе, к конкретной ситуации.

Не успели ребята отойти от «школы выживания», как опять отправились в дорогу. На этот раз «Трудовой десант юных харитоновцев» автобус мчал в сторону Первомайского дет­ского дома, в деревню Шильпухово!

Угодили мы в самый сенокос. Трудягам­харитоновцам выпала честь помочь шильпуховским ребятам. Взаимопомощь выглядит не только как логическое продолжение «школы выживания», но и несёт в себе дух программы «Мы вместе».

Первые дни лил дождь, преградивший нам путь в поле. Но время не должно идти впустую. Ольга Сергеевна, директор детского дома, дала нам несколько вёдер краски со словами: «Будем рады, если поможете покрасить стены». Три дня мы с ребятами красили стены, рисовали на них шарики, божьих коровок и что­то ещё, похожее на планеты и звёзды.

С заданием справились быстро, хотя многие из ребят впервые работали кисточкой и валиком.

Наконец дождь прекратился. Настало утро, когда можно было косить траву. Мы, вооружившись граблями, вышли в поле. Технология сбора сена, его просушка, организация коллективного труда, конечный результат – всё это было важным и нужным открытием для ребят.

Кто никогда не был на сенокосе, особенно в кругу сверст­ников, потерял многое! Соревновательный азарт, приятная усталость, коллективизм, розыгрыши, шутки, смех – всё это создаёт дух сенокоса. Когда видишь загорелых мальчишек и девчонок с хорошим аппетитом и бодрым настроением, делающих доброе дело, то хочется, чтобы так было всегда. Для ребят это был даже не труд, а игра в уборку сена.

Рядом с нами жили ещё 20 студентов. Днём этот народ собирал фольклорный материал у местных жителей, а вечером мы вместе придумывали различные творческие вечера, ночные игры, дарили друг другу живую музыку. Специфика наших лагерей – присутствие интересных, творчески «заряжённых» студентов. Школьники тянутся к ним, быстро находят общий язык.

Сейчас, вспоминая лагерную жизнь, заметила очень важную деталь: ни разу у нас не возникало проблем с дисциплиной, ни о каких конфликтах даже и речи не было.