Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, понедельник, 17 сентября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/9729/

В мире прекрасных звуков

рубрика: Культура
Автор: Елена СТЕПАНКОВА

«У любви, как у пташки крылья, её нельзя никак поймать...» Эти строки из хабанеры Жоржа Бизе знает даже непосвящённый. Именно в хабанере – песне свободной любви, колоритной и зажигательной, композитор раскрывает облик своей героини – цыганки Кармен из одноимённой оперы. Хабанера была написана на музыку одной старинной испанской народной песни.


Автор знаменитой оперы композитор Жорж Бизе (настоящее имя Александр-Цезарь-Леопольд) родился в музыкальной семье. Его талант проявился очень рано: 10-летним мальчиком он был принят в консерваторию и за отличные успехи награждён римской премией, которая давала право на трёхлетнюю командировку в Италию. Его учителем и наставником был Шарль Гуно, с которым, несмотря на разницу в возрасте, его на долгие годы связала искренняя творческая дружба.

Композиторский путь Бизе был тернист и труден. Чтобы содержать семью, ему приходилось сочинять много музыки, давать частные уроки. В таком перенапряжении творческих сил (а работал он по 15 – 16 часов в сутки) проходит вся последующая жизнь композитора. Это, вероятно, и стало причиной столь ранней смерти гениального музыканта..

В творческом багаже Жоржа Бизе семь опер (среди которых – «Искатели жемчуга», «Пертская красавица»), музыка к драме Доде «Арлезианка», симфонии, вокально-симфонические и фортепьянные произведения, песни..

Вершиной творчества и любимым детищем композитора стала опера «Кармен». Её сюжет позаимствован из новеллы Прос¬пера Мериме. Авторы либретто – большие мастера театральной драматургии Анри Мельяк и Людовиг Галеви. При работе с сюжетом под руководством Бизе в него внесли ряд изменений и дополнений. Появились и новые действующие лица: тореодор Эскамильо, крестьянская девушка Микаэла. Изменились и образы главных героев – Хозе и Кармен. Бизе своей музыкой возвысил героев, обобщил основной конфликт и поднял его до глубоко человеческой драмы. Либретто «Кармен» считается одним из лучших в оперной литературе.

В 1984 году известный итальянский режиссёр Франческо Рози переложил оперу «Кармен» на язык кино. Ему всегда было свойственно очень точное видение социальных проблем. Об этом свидетельствуют его фильмы «Сальваторе Джулиано», «Христос остановился в Эболи», отмеченные наградами кинофестивалей. В «Кармен» как бы выплеснулся наружу романтический темперамент режиссёра. Он находит универсальных исполнителей, обладающих не только превосходными голосами, но и прекрасных актёров, которыми стали Пласидо Доминго, Джулия Михенес-Джонсон и Руджеро Раймонди.

Пласидо Доминго не нуждается в представлении. Это крупнейший представитель итальянской оперной традиции второй половины XX века, завоевавший титул первого тенора мира. А по открытию сезонов «Метрополитен-опера» его превзошёл только великий Карузо.

В роли Эскамильо – итальянский певец, баритон, бас – Руджеро Раймонди. Это один из ведущих оперных певцов, который выступал на сценах «Ковент-Гарден», «Метрополитен» и не раз снимался в экранизациях опер.

В центре внимания всей оперы – Кармен (Джулия Михенес-Джонсон). Режиссёр Франческо Рози как бы любуется своей героиней и знает об этой «фабричной девчонке» и подружке конт¬рабандистов всё.

Бесспорно, в создании красивого и достоверного зрелища – кинооперы – большая заслуга оператора и художника. А звучание Национального французского оркестра под руководством выдающегося американского дирижёра Лорина Маазеля придаёт особый блеск и наслаждение..

18 сентября кинооперой «Кармен» открывается очередной сезон абонемента «В мире прекрасных звуков». Также в него включены опера «Борис Годунов» Мусоргского, фильм-оперетта «Белая акация», экранизация балета Чайковского «Спящая красавица», эксцентрический водевиль «Шельменко-денщик», «Первый бал» с Диной Дурбин, «Любовь с первого взгляда» с Лолитой Торрес, ещё одна «Кармен», только испанская, «Серенада большой любви» с великим Марио Ланца..