Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 10 января 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/15555/

Пуля – дура, Артём – чемпион

рубрика: Спорт
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Артём Травкин – обычный бизнесмен днём, а вечером он командует бойцами спецподразделений и учит их уму-разуму, а точнее – стрелять и выживать. Он – трёхкратный чемпион России и действующий бронзовый призёр Европы по практической стрельбе.
Практическая стрельба появилась в Соединённых Штатах. В Россию она пришла почти 25 лет спустя.
Ярославская область одна из лидеров по выдаче лицензий на нарезное оружие, но количеством спортсменов-стрелков похвастаться не может.


У нас обычные стрелковые тиры на ладан дышат, а уж специальные полигоны для практической стрельбы отсутствуют. Спортсменов российского уровня, не говоря уже международного, у нас нет. Травкин (на снимке справа)  – исключение. Он начал свой путь под руководством родоначальника этого вида спорта в России Виталия Крючина, и такой учитель не мог не привить своему ученику любовь к практической стрельбе.
Немаловажно, что Артём человек небедный и имеет возможность тренироваться. И очень помогает то, что ярославец сейчас работает инструктором на курсах практической стрельбы в Финляндии, где сам начинал, и которые проходят почти все российские спортсмены.
Тренироваться на отличном полигоне с хорошим оружием – удовольствие, доступное немногим.
Например, обычный пистолет вырабатывает свой ресурс через 5 – 7 тысяч выстрелов. Это двадцать тренировок для профессионального стрелка. Не каждый может себе позволить менять оружие раз в месяц. А на арендованных в клубах пистолетах можно тренироваться всласть. Например, «Glock-17» способен выдержать 60 тысяч выстрелов! Да и за границей патроны дешевле.
Кроме того, Артём тренирует местные силовые структуры, поэтому получается поддерживать стрелковую форму.
Но это всё не благодаря ярославской школе практической стрельбы, а скорее – заслуга отдельного человека.

Спорт для богатых
Спортсмены, которые живут практической стрельбой, в год тратят до четверти миллиона долларов.
Артём, хоть и бизнесмен, но позволить себе такого не может.
В России владение оружием – хлопотное дело, и поэтому наши позиции в мировом рейтинге достаточно скромны. Пистолет и карабин – не наш конёк. Зато в гладкоствольных ружьях русские – одни из сильнейших в мире, во многом за счёт голого энтузиазма.
Любой спортсмен ассоциируется с подтянутостью и поджаростью. Учитывая специфику вида спорта, добавляем клинтиствудский взгляд – и вот он, вероятный портрет Артёма. Но реальность иная. Это высокий, полноватый человек с добрым лицом. Никак не создаёт впечатление спортсмена экстра-класса.
– В нашем виде спорта физическая нагрузка не главное. Ты выкладываешься, но это 30 – 40 секунд упражнения. Чтобы пистолет держать, много сил не надо, – поясняет Артём. – В основном же у нас главное – опыт, концентрация и психологическая устойчивость. Четыре дня находиться на стрельбище по восемь часов очень трудно.
Семьдесят процентов тренировочного времени Артём проводит без единого выстрела. Нарабатывает мышечную память, тренирует глаза. Для глаза, например, всё равно – в руке нормальный пистолет, его страйкбольная копия или просто спортсмен пальцем стреляет. Травкин тренирует зрачок, прицеливаясь то в ближние мишени, то в дальние, резко меняя направление «выстрела».
Чтобы движения были отработанные, долгими часами тренируются спортсмены с незаряженным оружием. И в нужный момент тело само примет решение, как ему лучше изготовиться для лучшего выстрела.
Во время соревнований спортсмены не поражают неподвижные мишени, как в стрелковом спорте. «Практики» получают задачу, которая никогда не повторяется. В качестве декораций могут выступать водные мотоциклы, автомобили, самолёты.
Действие разворачивается где угодно: бар, прачечная, квартира, завод, улица.
Цели самые разнообразные: движущиеся мишени, мишени, реагирующие на попадание, цели, попадание в которые штрафуется, частично закрытые мишени.
Артём не только спортсмен, но и судья международной категории. Их всего 174 человека на планете.

В спорте люди
иногда гибнут
В футболе, хоккее, даже в большом теннисе бывают несчастные случаи. А в практической стрельбе, где стреляют боевыми патронами из стволов крупного калибра, за тридцать лет соревнований не было не то что смертей, но даже серьёзных ЧП ни разу. И это заслуга судей.
Особенно когда видишь, что судья практически пробегает всю дистанцию рядом со стрелком. А когда узнаёт, что в соревнованиях участвуют люди от тринадцати до восьмидесяти лет, ведь они не шашки двигают, из оружия палят. Адреналин ручьём по венам течёт, и тут недолго и не в ту сторону пулю послать от избытка эмоций.
– На чемпионате Европы по шестьсот участников, на чемпионате мира – полторы тысячи. Спортсмены просто проникаются уважением к судьям, которые умудряются следить за таким количеством людей, – говорит Артём.
Бывает иногда, что хитрые спортсмены нарушают правила: видят, что плохо дистанцию проходят и специально с судьёй столкнутся. В том случае положено заново пройти попытку. Но мир практической стрельбы очень тесный. Такие приёмы, как и субъективное судейство, мгновенно бросают тень на репутацию спортсмена или судьи.
Артём на заграничных сборах видел профессионалов, которые только и живут этим спортом, и им зарабатывают, коллег из стрелкового спорта, которым государство и сборы организует и денег даёт. В среде же россий-ских «практиков» даже высокого уровня профи почти нет.
Он зарабатывает на жизнь и спорт швейным бизнесом, умудряется ещё учиться в политиче-ской школе и университете, тренировать силовиков, работает в партийных и общественных организациях.
– Видел уже ребят, которые полностью перешли на работу инструкторами и связали свою жизнь со стрельбой, но мне бы не хотелось загонять себя в узкие рамки спорта. Жизнь – она полнее...