Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 13 января 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/18780/

Вперёд по пустыне Атакама

рубрика: Спорт
Автор: Татьяна ЕГОРОВА
Фотографии: фото с сайта rallysim.gamenavigator.ru

Ралли-рейд «Дакар-2010» по-прежнему возглавляет команда «КамАЗ-Мастер» на грузовиках с двигателями Ярославского моторного завода. По итогам пройденных девяти этапов лидирует экипаж Владимира Чагина, второй идёт камазовская машина Фирдауса Кабирова.
Ещё один наш экипаж – Ильгизара Мардеева – вынужден был отступить из-за поломки двигателя, ремонт занял пять часов. На третьем месте Марсель Ван Влит (Нидерланды), отстающий от лидера гонки на 8 часов 21 минуту 7 секунд.


Ралли общей протяжённостью 9030 км проходит по территории Аргентины и Чили и состоит из четырнадцати этапов. Старт был в ночь с 1 на 2 января. К финишу, который объявлен в Буэнос-Айресе 17 января, с самого начала устремилось больше 300 грузовиков, легковых автомобилей, джипов и мотоциклов из пятидесяти стран.
Всё происходящее на ежегодных «Дакарах» один из комментаторов недавно назвал совершенно безумным видом спорта. Жара за 40 градусов, песок или каменистая пыль, отсутствие даже намёка на дорогу, скалистые гряды, на которых ломаются не только самые мощные автомобили, но и позвоночники, ноги и головы гонщиков. На сегодняшний день, когда пройдена половина маршрута, из-за поломок и травм выбыло 135 экипажей, почти половина. При тропической жаре остальные автомобили продолжают мчаться по чилийской пустыне Атакама.
Интерес к российским автомобилям очень велик. Информагентства передают подробно их параметры. Спортивный КамАЗ весит 8,5 тонны (при том, что обычный – 6 тонн). Мощность двигателя «ЯМЗ» –  830 л. с. У машины шестнадцать передач. До 100 км она разгоняется всего за девять секунд. Максимальная скорость, ограниченная условиями соревнований, 160 км/час.
Комментаторы отмечают: самое интересное в этом автомобиле – двигатель. Это старый добрый ЯМЗ-846. Он был разработан и для народного хозяйства, и для армии и фантастически неприхотлив. Если сломается прокладка, то можно отрезать кусок от алюминиевого борта, и двигатель снова будет готов к работе – на полном серьёзе утверждают спортивные журналисты. Гоночный вариант мотора модернизирован и форсирован с расчётом на преодоление своих соб­ственных прежних параметров, существенно снижена его дымность.
Лидер гонки Владимир Чагин – в центре внимания экспансивных латиноамериканцев. Он уже установил рекорд по количеству побед на этапах и прозван «царём» нынешнего супермарафона.
10 января после завершения половины дистанции ралли лагерь нашей команды посетила президент Чили госпожа Мишель Бачелет. Она выразила своё восхищение смелостью и стойкостью российских экипажей и проявила неженский интерес к грузовикам «КамАЗ».
Под палящим тропическим солнцем российская команда в это время готовилась к преодолению второй половины маршрута: вела подготовку техники, устраняла неполадки. Над двигателями «колдовал» механик Михаил Мясоедов, хорошо знакомый, кстати, ярославским моторостроителям. Он не раз бывал в Ярославле, выполняя роль «связующего звена» между Камским автозаводом и экспериментальным цехом ЯМЗ, где рождаются спортивные двигатели. Во время одного из приездов Мясоедов дал интервью «Северному краю», которое было напечатано в нашей газете.
– На днях, когда потребовалась техническая консультация, он звонил мне из Чили, – добавил руководитель работ по созданию спортивных двигателей, ведущий специалист инженерно-конструкторского центра ЯМЗ Валерий Виноградов.
«Дакар-2010» проходит несмотря на кризис, но без влияния кризиса не обошлось. Команда немецкого производителя грузовиков МАN из-за экономических затруднений была расформирована, а уже подготовленные автомобили МАN выставлены на продажу. Один из постоянных соперников наших гонщиков Ханс Стейси в результате вообще не принимал участия в заездах. Урезаны бюджеты и другим командам. Впрочем, говорят, виноват не только глобальный кризис, но и желание автомобильной Европы вернуть «Дакар» на привычный африкан­ский континент.
Вернётся ли он в родные места? На состоявшейся пресс-конференции руководитель камазовской команды Семён Якубов предположил, что это случится уже в будущем году. Контракт с правительствами Аргентины и Чили заканчивается. Вопрос, правда, в том, что проблема безопасности в близкой его сердцу Африке остаётся острой, из-за чего и пришлось год назад переплывать через океан. Возможно, считает Якубов, «Дакар-2011» пройдёт по северу Африки: со стартом в Тунисе и маршрутом по Ливии и Египту. При этом он осторожно намекнул, что не будет возражать и против прописки «на каком-то третьем континенте».
При желании можно увидеть в этом намёк на недавнее ралли «Шёлковый путь», проходившее по маршруту Казань – Ашхабад. Не сюда ли Якубов приглашает переместиться «Дакар»?
Тем временем на девятом этапе Кабиров обогнал Чагина, и тот пришёл вторым. Третий сейчас француз Жозеф Адюа на автомобиле Iveco. Мардеев, наконец отремонтировавший прокладку газового стыка под головку цилиндра, идёт четвёртым.
Любопытен «продоволь­ственный вопрос». На «Дакар» наши брали обычно свои продукты, чтобы не было проблем из-за необычной пищи. Но по законам Аргентины ввоз продовольствия строго ограничен. Поэтому в прошлом году Владимир Чагин, которому поручили найти выход, договорился с российскими эмигрантами, которые налепили пельменей и котлет. Готовясь к «Дакару-2010», он позвонил им снова.
Земляки не подвели. И себя не забыли. Как стало известно, на дверях эмигрантской точки общепита появилась вывеска: «Официальный поставщик продуктов команды «КамАЗ-Мастер» – победителя «Дакара».