Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 10 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/29963/

Путешествие на край земли

рубрика: Спорт
Автор: Марина МОРОЗОВА.

Тридцатидвухлетний рыбинец Андрей Таланов своей работой доволен. Вот уже полтора года его трудовая книжка - в отделе кадров Санкт-Петербургского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики, и почти все это время его "рабочий кабинет" находился в десяти с половиной тысячах километров от Рыбинска, в Антарктиде, сказать точнее - на земле Королевы Мод, на станции Новолазаревская. Собственно, это и не кабинет, а ДЭС - дизельная электростанция, а сам Андрей - дизелист-электромеханик.


Два дня на сборы - и в Кейптаун! Я застала дома всю семью Талановых. Уже третью неделю Андрей отдыхает в Рыбинске вместе с женой Мариной, десятилетним Алешей и жутко любопытным Дениской, которому скоро исполнится три года. О недавней экспедиции в их единственной комнате напоминают плюшевые пингвины и прочие игрушечные обитатели антарктического побережья. И еще куча фотографий, видеосъемки и столько впечатлений, что и не рассказать. Еще пацаном Андрей заболел Антарктикой. Заразиться было от кого - в поселке Песочное, где и родился Таланов, живет Владимир Соколов - полярный радист. К своей Антарктиде Андрей шел долго. До армии работал слесарем-сантехником, водопроводчиком. Тогда же и написал свой первый запрос в Питер, в НИИ Арктики и Антарктики. Ответ огорчил: зелен, мол, сначала отслужи в армии! Отслужил. И снова за свое - четыре официальных заявки отвез в НИИ. Долго не отвечали. Андрей ждал и работал - на фарфоровом заводе, потом - на заводе дорожных машин, на "Рыбинских моторах". В конце концов подключился Соколов, да и сам Андрей крепко достал питерцев - к исходу февраля пришел вызов, на сборы дали всего два дня. Новолазаревская 1 марта 2001 года сухогруз "Академик Федоров" с участниками сорок шестой антарктической экспедиции вышел из Санкт-Петербурга. Еще на судне подружились между собой полярники двух станций - Новолазаревской и Мирного. К месту назначения корабль прибыл в середине апреля. Из всего состава Новолазаревской Андрей первым вышел на лед. Два дня разгружали "Академика Федорова", а потом на вертолете улетели "по квартирам". 13 апреля полярники Новолазаревской открыли новый сезон. И в тот же день Таланов заступил в ночное дежурство на аэродроме. Ему повезло сразу. В первую же ночь он единственный на всей станции увидел полярное сияние! А оно, цветное, здесь большая редкость. Обычно сияние - черно-белое. - Ребята меня потом ругали, что не разбудил. А я глаз не мог оторвать от такой красоты, - рассказывает Андрей. В Антарктике работают ученые - аэрологи, сейсмологи, магнитологи, океанологи, изучается озоновый слой атмосферы. Весь состав станции - 23 человека. Еще пять геологов прилетели позже. Задача Таланова - обеспечить науку электроэнергией и теплом. В бригаде на ДЭСе их было четверо. Был еще транспортный отряд, который доставляет грузы от кромки льда. Станция находится на самом краю побережья, напрямую это 80 км от берега, а если по проложенной трассе - будут и все 180. Трещины во льдах, рыхлый снег, очень большие накаты. Сначала станция была поставлена на краю ледника, покрывающего землю. Ледник движется, а вместе с ним к океану дрейфует и станция. Поэтому ее перенесли дальше на материк, на горный массив Ширмахер протяженностью 18 - 20 километров. В тридцати метрах - станция индусов Мэйтри. Сам Бог велел заглядывать друг к другу в гости. Неподалеку (по антарктическим, конечно, меркам) расположилась и скандинавская экспедиция. Новолазаревская с ее аэродромом для них была как перевалочная база, отсюда маленькими самолетами грузы раскидывали по разным станциям. - Мы дежурили парами - двое в день и двое в ночь, - говорит Андрей. - Двенадцать-тринадцать часов - ночное дежурство, одиннадцать - дневное. Остальное время - ремонт, профилактика. Когда мы прибыли на станцию, "в живых" был всего один дизель-генератор из шести. Заново восстанавливали и аэродром. Первые три месяца пролетели совершенно незаметно. А потом, когда все отремонтировали, отрегулировали, появилось свободное время, можно было и отдохнуть. В Антарктиде не стреляют Летом (в декабре) в гости к российским полярникам прилетали скандинавы - весьма состоятельные туристы Роберт и Кристина. Андрей показывал им станцию, водил в гости к индусам. Довольны были, радовались, как дети. Кстати, сейчас любой может попасть в Антарктиду. Есть деньги - никаких проблем. На Ил-76 летишь до Кейптауна, а оттуда пять часов до Новолазаревской. На Беллинсгаузене такая практика уже давно в ходу. А посмотреть здесь есть что. Прямо на станцию приходили пингвины, "адельки" зачастили парочками. Они совсем не боятся людей. Гнездилась пара златогрудых император-ских пингвинов. Очень много было разных птиц. Качурки - небольшие пташки типа наших ласточек, снежный буревестник, капский голубь, поморник - одна из самых хищных птиц в Антарктиде. - Охотились? - спрашиваю Андрея. - Да что вы, - отвечает. - Рука не поднялась ни у кого охотиться. Любое живое существо в этих льдах как божество, как игрушка. Все радует глаз - ведь там совсем нет деревьев, вообще никаких растений. У меня в каюте стоял аквариум с рыбками. На окне выращивал нашенские огурцы с помидорами. С Большой землей связывает почта, но только... электронная. Письма посылают в Питер, а оттуда долгожданные весточки идут обычной почтой по домам. Ледовый плен Забрать российских полярников с антарктического побережья должен был тот же "Академик Федоров". Но в феврале 2002 года на станцию пришло сообщение, что "Академик" отправлен на ремонт в Германию. Вместо российского судна институт зафрахтовал германскую "Магдалену Ольдендорф". Судно было плохо подготовлено, да и вообще оно мало приспособлено для работы в условиях антарктической зимы. Кстати, "Магдалена" - это еще советское судно "Нижнеянск", в начале девяностых проданное Дальневосточным пароходством в Германию. Там оно было переименовано в "Магдалену" и теперь ходит под флагом Либерии. В ночь с 28 на 29 мая "Магдалена" сумела подойти к барьеру Новолазаревской, и после оперативной разгрузки в шесть утра 30 мая судно с полярниками на борту подняло якоря. Видимость была нулевая. К этому времени круто изменилась ледовая обстановка, пошел более плотный лед, "Магдалена" увязла в ледяной каше, как в гиблом болоте. Потом удалось зайти в одну из бухт. Пришвартовались и дали свои координаты на Большую землю. Без табака и сахара Южноафриканцы ответили без промедления, что на выручку выходит из Кейптауна океанографическое судно "С. А. Агалас" с двумя вертолетами на борту. Сказали, что снимут только личный состав - судно слабенькое. - Месяц были в дрейфе, - продолжает Андрей. - Бедствия? Да нет, особых бедствий не было. Больше всех досталось курильщикам - сигареты на судне кончились. Сам я не курю, а вот сладкий чай - это мое. Но и сахар закончился, его использовали только для выпечки хлеба. Урезали паек, готовились сидеть на голых макаронах, но до этого не дошло. Но если бы "Агалас" не подошел, то с первого июля рацион снова снизили бы. Однако особой паники на судне не было. Люди устали, конечно, нервничали. Выручал хороший спортзал, мы играли в баскетбол, волейбол, занимались на тренажерах. Сначала был даже бассейн. Но когда перешли на режим экономии топлива, его закрыли. Звонок из ЮАР "Агалас" подошел к "Магдалене" лишь на 120 - 150 миль. Была полярная ночь, светлого времени максимум четыре часа в сутки. Французские винтокрылые спасатели в первые же два дня сняли с бедствующего судна половину личного состава. Андрей шел последним бортом на второй день, на "Агалас" садились уже в кромешной темноте. 2 июля, оставив "Магдалену" во льдах, взяли курс на Кейптаун, 10 июля были уже там. В Кейптауне каждый из полярников получил возможность позвонить домой. Андрей звонил Марине, родителям, Соколову. 13 июля прилетели в Санкт-Петербург, в аэропорт, конечно, примчалась Марина. Не смогли купить до Рыбинска билеты на поезд и остановились у питерских друзей. Только 17 июля приехали домой. За каждый месяц пребывания в Антарктике к обычному отпуску полярника добавляется шесть дней. У Андрея отпуск вырос уже до 117 дней. Только не намерен он, глава семейства, столько времени отдыхать. Уже нашел, где можно подработать до следующей экспедиции. Сейчас ему хочется окунуться в привычный мир, от которого почти отвык на станции. Ведь условия там - спартанские. - Вот Индия - небогатая страна. Но быт индусов на станциях с нашим не сравнить. И техника у них лучше, надежнее, и питание разнообразное - овощи, фрукты, мясо, много рыбы, кофе. Причем каждый ежедневно выбирает то, что ему нравится. У нас - 600 - 700 рублей в месяц на кормежку для каждого. И никакого выбора, один вариант - и все. Хочешь - ешь, не любо - твои проблемы. Впрочем, это ничего не меняет в планах Андрея. Ему нравится его работа. Он уже готовится к следующей экспедиции. Уверен, Марина снова отпустит. На снимках: Андрей с сыном Дениской (фото Николая ПАЛЬКИНА); фотографии, сделанные Андреем в Антарктиде.