Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, понедельник, 11 ноября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/32619/

Жаркое лето удачливого "Гранда"

рубрика: Спорт
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.
Фотографии: Андрей СОЛЕНИКОВ.

Для яхтсменов первые заморозки - сигнал майнать паруса и вытаскивать яхты на берег. Наступает пора подбивать итоги летних регат, ремонтировать лодки и перестраивать их с учетом выявленных недостатков или подмеченного у соперников опыта.


Поднят на кильблок и зачехлен "Гранд" - пластиковый четвертьтонник, неоднократный лидер городских, областных и российских соревнований. В свое время, 20 лет назад, эти быстроходные суденышки формульного класса вызывали зависть всех яхтсменов Ярославля. Потом появились более комфортабельные яхты - полутонники. Но эти и сейчас ценятся как яхты-гонщики. Их тесные каюты не предназначены для дальних походов и приятного времяпровождения, все принесено в жертву легкости и скорости. Тем не менее именно "Гранд" Игоря Зарецкого первым из ярославских парусников вырвался на просторы океана. В 1996 году профессиональный спортсмен Игорь Вольдемарович со своими друзьями Эдуардом Ракобольским, Константином Завьяловым и Николаем Ильичевым, стартовав в Ярославле и пройдя шесть тысяч миль под парусом, достигли русла реки Экс в Южной Англии и пришли в город-побратим Ярославля Эксетер. Его рулевой стал мастером спорта, а матросы кандидатами в мастера. С тех пор история "Гранда" - целая серия успешных выступлений на областных, зональных и российских регатах. Нынешнее лето не стало исключением. "Сезон у нас начался с переделки "Гранда", - рассказал Игорь Зарецкий. - В прошлом году мы ставили стационарный двигатель, предполагая за счет этого получить выигрыш при обмере судов перед соревнованиями. Но, вопреки расчетам, гоночный балл у нас остался невыгодным. Тем не менее в прошлом году в трех гонках из пяти мы обошли традиционного лидера Алексеевской (Ростислав Алексеев - знаменитый сормовский конструктор судов на подводных крыльях. - Авт.) регаты, экипаж "Колибри" Сергея Каталымова и выиграли кубок. И все же, учтя, что стационарный двигатель создавал нам помехи при слабом ветре, мы его сняли, облегчив лодку на 100 килограммов". Это решение во многом определило для экипажа "Гранда" успехи минувшего парусного сезона, так как лето выдалось жаркое и безветренное. В такие ветра выходить на гонку с тяжелым корпусом было бы роковой ошибкой. Усовершенствованиями яхты Игорь со своим экипажем, в котором сейчас, кроме Эдуарда Ракобольского, третий год ходит в гонки Дмитрий Ражев и второй год студент технического университета Алексей Львов, занимается каждую весну. Вызвано это двумя обстоятельствами. "Гранду" уже двадцать лет. Это предел для пластиковой лодки. А используется она интенсивно. Но расставаться с ней Игорь не собирается, хотя за последние десять лет сам построил две новых яхты и третью, океанскую, для намеченного им кругосветного плаванья достраивает. "Этот проект очень удачный, - говорит про "Гранд" Зарецкий. - Ее прототип - американский "Петерсон-25" - чемпион мира 1975 года. Сейчас появляются новые крейсера четвертьтонники, но все равно и нынче на чемпионате России победила такая же лодка, как "Гранд", из Петербурга. Она хорошо идет и в слабый ветер, и в сильный и очень благодарно отзывается на увеличение парусности. Мы научились экипажем нести на лодке одновременно паруса большой площади. И все переделки ведем к этому". Лето 2002 года экипаж "Гранда" начал убедительной победой на городских соревнованиях, посвященных открытию сезона. Новая настройка яхты себя оправдала и в слабый ветер, и при сильных порывах. До решающей схватки с постоянным с 1999 года соперником, экипажем "Колибри", ярославские яхтсмены решили проверить свою готовность на "Регате-шоу" в Ульяновске, которую местная федерация парусного спорта организовала впервые, но планирует сделать одной из главных Волжских регат. По пути туда выступили на городских соревнованиях в Нижнем Новгороде. Они проводились только два выходных дня, прямо напротив Волжской набережной. "Гранд" выиграл обе гонки, уйдя в последней из них на полкилометра вперед лидеров. В Ульяновске ярославцев ожидал радушный прием. Удобная для гонок акватория, хорошая организация понравились нашим спортсменам. Не понравилось только судейство. Из шестидесяти яхт своего класса "Гранд" занял пятое место по традиционной системе обмера. Но судьи решили опробовать впервые и новую систему, по которой пока чемпионаты России не проводятся. Тут Зарецкого ждало разочарование. При одном пересчете гоночных баллов место "Гранда" выглядело как девятнадцатое, а еще при одном экипаж и вовсе оказался на 33 месте. Утешило только, что новая система обмера пока экспериментальная, а то пришлось бы полностью перенастраивать лодку. Вернувшись в Ярославль, стали готовиться к Алексеевской регате. "Колибри" - соперник хотя и побежденный однажды, но достойный и опасный. "Эта яхта, - отмечает Игорь, - на 200 килограммов легче "Гранда", и тем не менее по обмеру у нее меньше гоночный балл. Фальшкиль "Колибри" рассчитан путем гидравлических испытаний в условиях одного из Нижегородских НИИ. При наименьшем сопротивлении воде он обеспечивает яхте хорошую остойчивость. Если к этому добавить финские паруса из самого модного у яхтсменов кевлара и опыт капитана - чемпиона Онежской регаты, то рассчитывать на случайный успех не приходится". А в этот раз гонки были еще сложнее, чем в прошлом году. Первую короткую выиграл экипаж "Колибри". Дело в том, что Зарецкий вынужден был начинать ее, не дождавшись приезда остальных трех членов экипажа в Нижний. Набрал команду из местных мальчишек и вышел на старт. И с ветром участникам повезло. Да команда не справилась. Две других длинных гонки "Гранд" выступал своим составом. Ветра почти не было. Водохранилище затянуто дымом от горящих болот. Если днем еще что-то можно было разглядеть, то ночью, а дистанцию "Гранд" шел 46 часов, не видно ни береговых, ни судовых огней, ни бакенов. Выручили компасы с подсветкой, приобретенные заблаговременно на средства спонсора ОАО "Ярославские краски" (рекламу наших лакокрасочников Зарецкий нес на парусах и бортах лодки). Трасса соревнований была проложена через все водохранилище от Юрьевца до Чкаловска и обратно. Жара тридцать градусов. Мошкара. Почти полный штиль. Паруса еле колышутся. На "Гранде" ловили легчайшее дуновение ветра, угадывая его по легкой ряби на воде, наблюдая за лодками, "поймавшими" порыв, прижимались к берегам, ловя бриз из прибрежного леска и рискуя сесть при этом на мель. Когда подходили к Чкаловску, надеялись, что судьи сократят гонку и примут финиш там. Они и собирались это сделать. Но "Гранд", лидируя с большим отрывом, уже сделал поворот у Чкаловска и пошел на второй круг. Гонку пришлось продолжить. С такими же трудами победил экипаж и в следующей длинной гонке, оставив далеко позади и "Колибри", и других соперников. Кубок Ростислава Алексеева во второй раз был присужден "Гранду". "На будущий год опять пойдем на Алексеевские гонки, - сообщил мне Зарецкий. - Если выиграем, он останется у нас навсегда". На снимке: экипаж "Гранда" под парусами. Фото автора.