Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 02 февраля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/32683/

«Которосль» в битве на Волге

рубрика: Спорт
Автор: Виктор КИРИЛЛОВ.

Сегодня в России отмечается 59-я годовщина разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве


События, разыгравшиеся на берегах Волги, стали поворотным этапом второй мировой войны. В составе Волжской речной флотилии сражалась и канонерская лодка, носившая имя нашего земляка Ильи Усыскина. Случай нечастый: военный корабль назван в честь совершенно штатского человека. Он родился в Большом Селе в 1910 году, а погиб совсем молодым в 1934-м. Стратостат «Осоавиахим-1», в экипаж которого входил ярославец, установил мировой рекорд высоты (22000 метров), но при спуске потерпел аварию. 67 суток бил «Усыскин» по врагу, неизменно фигурируя в донесениях немецкого командования. Уже к 1 ноября его орудия полностью исчерпали свой ресурс, выпустив снарядов больше норматива. Когда кончился боезапас в погребах канонерки, их носили с берега всей командой (был в ней рыбинец А. Матвеев, служивший до того на Черном море на крейсере «Ворошилов»). Немцы охотились за кораблем, но никак не могли обнаружить – настолько умело он был замаскирован. Однажды командующий Сталинградским фронтом А. И. Еременко, направлявшийся на канлодку, совсем уже было решил возвращаться: ни сам он, ни сопровождавшие его не разглядели корабль, хотя тот был совсем рядом. В ходе Сталинградской битвы «Усыскин» уничтожил 20 вражеских танков, свыше 40 автомашин, 14 артиллерийских и минометных батарей, 4 самолета и много живой силы. Последний залп он дал в последний день января 1943 года, в предпоследний день существования сталин-градского «котла». А в следующем месяце канонерская лодка была отмечена орденом Красного Знамени... Моряки говорят – «корабль». Речникам положено именовать свой пароход или теплоход – «судно». Но если это не пароход и не теплоход, а попросту баржа? Обычная, не самоходная, хотя и металлическая, высокой грузоподъемности. Те, что выполняли боевые задания на Волге в дни Сталинградской битвы, смело можно называть кораблями – они заслужили такую честь. Переброска свежих сил, снабжение наших войск, находившихся на простреливавшемся насквозь правобережном «пятачке», осуществлялись только по воде, тем же путем вывозились раненые. В этих перевозках были заняты баржи «Тарань», «Яна», «Аргунь». И еще – «Которосль». Видимо, плавсредства собирали для Сталинграда со всей Волги, в том числе и из Ярославля (тем более что наш судостроительный завод отправлял туда свои катера, вооруженные «катюшами»). Исключительно тяжелая обстановка для речников сложилась в период ледостава. 13-й механизированный корпус, который так ждали на том берегу, прибыл с опозданием. А приказ был четким: перебросить немедленно. Переправлять его начали 11 ноября. Особенно трудно бывало при подходе к причалам и при швартовке. А от использования деревянных барж пришлось вообще отказаться: даже дополнительная обшивка корпуса по ватерлинии досками и металлическими листами не выдерживала напора льда. Здесь могли выдержать только такие, как наша «Которосль». Пробиваясь во льдах, почти все суда получили серьезные повреждения. Но работа не прерывалась. Именно на переправе у Светлого Яра базировалась 57-я армия, участвовавшая в Сталинградской битве. А командовал ею наш земляк Федор Иванович Толбухин. Поиск материалов для книги о земляке-полководце помог узнать и о «Которосли», достойно носившей на борту ярославское имя.