Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 21 июня 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/37906/

Волжские крючники

рубрика: Спорт

По данному вопросу проведены были специальные исследования в приволжских селениях, откуда приходят на пристани физически сильные, выносливые, неприхотливые люди. Получены также сведения от служащих пароходных компаний, перевозящих традиционные для Волги сыпучие грузы, такие как хлеб.


В грузчики требуются исключительно люди цветущей силы, от 20- до 40-летнего возраста. Но рано или поздно они роковым образом превращаются в инвалидов, которых сельское общество не принимает даже в пастухи. Главной причиной губительности этого рода труда является прежде всего, конечно, непомерная тяжесть ноши, переносимой грузчиком: 15, 18, даже 20 пудов он несет сплошь и рядом, пробираясь среди публики по зыбким мосткам речного дебаркадера или по крутым сходням пароходного трюма, – профессиональная гордость не позволяет отказаться даже от еще более увесистого груза, который едва ли впору вьючному животному. О каком-либо урегулировании труда грузчиков нет и речи: они заняты неопределенное число часов, «по действительной надобности», днем ли среди ветра или в холодную осеннюю непогодь. В день приходится в общем до 200 пудов груза на каждого, то есть за навигационный период крючник выгрузит и нагрузит клади около 40000 пудов. Понятно, что слабый человек не может стать грузчиком, а ослабевший рабочий неминуемо принужден бросать работу, требующую «профессионального подбора», – вот почему постороннему зрителю грузчики представляются всегда здоровыми и сильными. Средняя продолжительность их службы – 7 лет; затем их ожидает нищенство или больница, острог или золотая рота. Из профессиональных болезней грузчиков первое место занимают страдания конечностей, преимущественно ног; спина «ломит», ее стершаяся кожа покрыта нарывами, узловатое расширение вен вызывает опасные кровотечения. Далее – грудные болезни, чахотка и, наконец, малярия. Из общих болезней поражает крючников сифилис, как следствие бессемейной жизни среди удручающих условий быта. Нечего и говорить о злоупотреблении спиртными напитками, которые являются потребностью при тяжелом физическом труде. Контракты с хозяевами связывают крючников всевозможными обязательствами. Артель грузчиков – они живут артелью – отвечает круговой порукой своими заработками за всякую порчу товара. Каждый из них может быть уволен по усмотрению хозяев. Они не имеют права отказываться от работы, сколько бы ее ни было, когда бы она ни назначалась. Контракты заключают в себе даже условие, по которому грузчики обязаны не предъявлять претензий или не возбуждать иска к предприятию ввиду возможных несчастий, болезней, увечья. Над артелью стоит старшина – подрядчик, облеченный дисциплинарной властью над ее членами, за что и собирает себе в навигационный сезон до 2000 рублей отчислений, полагающихся с каждого пуда, перенесенного грузчиком. Сами же артельщики получают по 6 рублей с тысячи пудов выгруженной или погруженной клади – всего за сезон до 250 рублей. Чистой выручки, за вычетом содержания, остается не более 90 рублей в среднем – сумма, спускающаяся иногда до 40 рублей. При этом надо заметить, что условия труда крючников на буксирных пароходах фирм благоприятны еще менее. Дополнительные данные, полученные в ходе исследований, не прибавили светлых красок к этой грустной картине. Оказывается, в Нижнем Новгороде, по переписи 1897 года, из 3000 босяков около 5 процентов принадлежали когда-то к категории крючников. Каждый двадцатый. Подготовил по материалам газеты «Северный край» за июнь 1903 года Виктор ХРАПЧЕНКОВ.