Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 17 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/39563/

Держимся на энтузиазме

рубрика: Спорт

С международных соревнований в Германии возвратился мастер спорта международного класса В. А. Кригер. Шварцвальдские горы он покинул, завоевав на этом престижном турнире по автомодельному спорту второе место.


Быть в числе первых Владимиру Андреевичу за 30 лет спортивной биографии приходилось не раз, с 1977 года и до распада Союза он был в сборной СССР. За плечами два чемпионата мира, полтора десятка чемпионатов Европы. - Владимир Андреевич, почему для соревнований избрали Шварцвальд? - Здесь символ немецкого автостроения - завод "Мерседес", предприятия фирмы "Порше", носящие имя известного изобретателя. Большое впечатление на участников соревнований произвела экскурсия в центр научно-технической мысли, сердце компании "Мерседес". - Где находился кордодром? - В местечке Капфенхардт, где отдыхают курортники. Иначе и не могло быть. Ведь сюда прибыли спортсмены ведущих стран Европы: Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Англии... И я один из России. Участников всего человек сорок пять, сильнейших на континенте. Все спортсмены - члены сборной России - обладают международными лицензиями. Она дает право участвовать во всех соревнованиях автомоделистов планеты. Лицензия обновляется ежегодно. Ее обладатель имеет национальный номер, мой RUS 021. В карточку кроме моих данных занесены и данные модели, с которой я выступаю. - И что это за модель? - Она нового класса 33 Европейской федерации автомодельного спорта (FEMA). В ней много необычного. - Но ведь существует отлаженная десятилетиями классическая схема модели. Зачем изобретать велосипед? - Здесь действуют другие динамические эффекты и моменты инерции. Поэтому интересно работать. И вот результат: максимальная скорость до 330 километров в час. Зафиксированный рекорд - 338 км/час. Впечатляет! - Но ведь при таких скоростях огромный износ! - Три поршневые группы я изготавливаю за месяц. Их хватает на 4 - 5 пробных тренировок и на участие в 4 соревнованиях. В Германии модели нужно было пройти восемь кругов общей протяженностью 500 метров. Колеса при этом делают 20 тысяч оборотов в минуту! Нагрузки запредельные. - Как при таких оборотах и скорости точно определить время? - На трассе установлена электронная система с датчиками, которые ловят время с точностью до одной десятитысячной секунды. - Но ведь огромная скорость предполагает и сильную инерцию. Модель движется на кордовой нити по кругу. Вдруг обрыв? - Такой случай был однажды в Германии 20 лет назад. Модель после обрыва нити улетела к зрителям. В результате - серьезная травма. Поэтому сейчас ставят два ограждения: деревянное и кирпичное. Стальная кордовая нить теперь делается с трехкратным запасом прочности. - Двигатели вы создаете сами. А как обстоят дела у западных спортсменов? - Они или закупают моторы у солидных фирм, или заказывают нам, российским спортсменам. Мы тратим время на изготовление моделей для себя, теряя драгоценные часы на доводку. Они, заплатив деньги, не торопясь, основательно занимаются отладкой техники. Кстати, хороший двигатель в Европе стоит от 800 до 1000 долларов. Тем не менее в этом году многие зарубежные автомоделисты приняли участие в десятке соревнований. Наши - только в одном. Дорого. Ведь и я в Штутгарт ездил на свои сбережения. Спорт - любительский, так что даже за призовые места денег не платят. - Было время, когда в технические кружки шли ребята, желавшие создать самую-самую модель. Что сейчас? - Интерес к техническому творчеству упал. Сегодня никто не создает радиоприемников, телевизоров, усилителей, проигрывателей. Зачем? Их полно в магазинах. Вот и становятся выпускники школ "безрукими". Компьютер? Но ведь для подавляющего большинства это "игрушки", где стреляют, преследуют, убивают. Им неведомо счастье от созданной своими руками модели, успеха на соревнованиях. Для моделистов компьютер - незаменимый помощник. Он экономит время, берет всю черновую работу на себя. Я мыслю, а он воплощает мои задумки на экране монитора. - Грустно, что цивилизация удалила детей от техники. - Работая заведующим спортивно-техническим отделом областного центра детско-юношеского технического творчества, все больше ощущаю: время одержимых спортсменов уходит. И хотя на Западе Россию считают одной из сильнейших держав на планете по автомодельному спорту, на душе тревожно. Ведь держимся на энтузиазме. А он не вечен. Записал Владимир ШИРЯЕВ.