Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 апреля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/42963/

Царство Мое не от мира сего

рубрика: Спорт

Когда Господь говорит: "Царство Мое не от мира сего" (Ин.18.36), - понятно, что прежде всего Он предостерегает нас от безумной ошибки, в которую в Его время впали жители Иерусалима, встречавшие своего Царя как человека, пришедшего решить их земные проблемы, благоустроить их повседневную жизнь. Когда Господь говорит: "Царство Мое не от мира сего", - Он предостерегает Своих учеников от постоянных попыток использовать камни, предназначенные для строительства храма, совсем в других целях. Он предупреждает Церковь о тщетности увлечения борьбой за земное в ущерб попечениям о Небе. Когда Господь говорит: "Царство Мое не от мира сего", - Он, кроме того, указывает нам на то, что правда мира сего и правда Божия не только несовместимы, но слишком часто противостоят одна другой. Лукавый и празднословный мир готов признать добром и благом не то, что воистину добро и благо, а то, что удобно и полезно здесь и сейчас. Но совесть человека, если она еще жива, свидетельствует нам, что все мы погрязли в своем эгоизме. Ему, то есть своему эго, мы бесстыдно приносим в жертву все. Порой еще до того момента, как человек осознает себя христианином, он уже знает, чувствует, - хоть и не всегда признается себе в этом, что он - грешник, что он не достоин Бога и той страшной жертвы, которую Бог за него, грешника, принес. Чувствует человек, догадывается, ощущает в самой потаенной глубине своей души, куда он никого и никогда не допускает, что не может он сам, своими силами, исправить свое глубокое развращение. Не может бедный, падший человек сам спасти себя. Не может даже малого: своими силами жить даже по тому нравственному закону, который сам же себе и устанавливает. Вспомните, как апостол Павел пишет в послании к Римлянам: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" Кто же избавит нас, бедных, от смерти вечной, от геенны огненной, от ада преисподнего? Из этого положения есть два пути: один - в вечную погибель, когда человек впадает в страшный грех отчаяния и престает верить в то, что даже на пороге смерти все еще можно изменить, перестает надеяться на бесконечную милость нашего Спасителя и совершает убийство себя. Неважно, - моральное или физическое, - душу убивает отчаянием, безнадежностью, пьянством, оголтелым безбожием; или уничтожает тело свое медленно или стремительно совершая последний грех - самоубийство.


Есть, слава Богу, и второй путь. Этот путь открывает нам пример святой преподобной Марии Египетской, чью блаженную память чтит святая Православная Церковь ныне, в пятое воскресенье Великого Поста. В 12 лет Мария покинула отчий дом. Она с тех пор, как покинула отеческий кров, очень скоро стала на путь греха, осквернила свою чистоту и покорила себя самым низменным страстям. Она так глубоко погрязла в тине порочной жизни, что, казалось, и выйти ей оттуда было совсем невозможно. Все было отдано ею в жертву плотоугодию: и красота, и свежесть юных сил, и душа, и тело - целых 17 лет продолжалась развратная жизнь Марии. Однажды она присоединилась к паломникам, которые шествовали в Святую Землю помолиться Господу и поклониться святым местам. И, конечно, не благочестивое намерение, а все тот же грех руководил ею. С толпой богомольцев она оказалась в Иерусалиме у дверей храма. И в тот момент, когда она хотела войти, невидимая рука остановила грешницу! Затрепетала Мария, поняла, почувствовала всю грязь, всю мерзость своей беззаконной жизни. И не только поняла и почувствовала свою неправоту, но и стала на путь деятельного исправления. Она все оставила, удалилась в пустыню, отдала Богу и душу, и сердце свое. Велика она была в падении, но еще более великой она стала в покаянии. Ее жизнь для всех времен - это самоотверженный покаянный подвиг. Более сорока лет Мария Египетская в дикой пустыне молила Господа о том, чтобы ее оставили, покинули блудные мечты, чтобы душа ее изменилась. И чудо произошло. Бывшая блудница стала святой. Вот как она устала, измучилась от своего греха! Вот как она захотела чистоты и правды. Потому-то Церковь с такой любовью вспоминает о ней сегодня. Ее пример - великое утешение всем нам, потому что, если у нее получилось, то, может быть, получится и у нас. Конечно, получится. Нужно только соскучиться о Боге, о праведности, о чистой и святой жизни, о Царствии Небесном. Соскучиться в нашей повседневной суете и понять - только Господь может помочь, только у Него нужно искать и просить сил. И еще одно важно помнить. Для того чтобы захотеть иной жизни, нужно разочароваться в этой, нужно ужаснуться от своих грехов. А для этого, в свою очередь, необходимо увидеть их во всем их сраме, во всем их позоре. Так, как написал об этом не святой, не преподобный, не подвижник благочестия, но просто грешный русский человек, которому Бог дал талант говорить за нас то, что мы по своему косноязычию сформулировать не можем. Послушайте, как сказал о грехе и молитве Александр Сергеевич Пушкин: Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень И сон, дневных трудов награда, В то время для меня влачатся в тишине Часы томительного бденья: В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья; Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, Теснится тяжких дум избыток; Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. Как бы нам научиться хотя бы сейчас, "...во дни печальные Великого Поста..." с отвращением читать свою жизнь и при этом не смывать печальных строк, не умалять и не извинять свои собственные грехи, а попытаться честно и мужественно увидеть и осознать их. Другой поэт, пророк и царь Давид сказал гораздо раньше Пушкина по сути то же: "Грех мой предо мною есть выну", то есть, грех мой всегда предо мной. Надо нам научиться у преподобной Марии Египетской одному важному христианскому качеству. Тому самому, которое уже в нашем веке сформулировал преподобный Силуан Афонский: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся". Надобно нам научиться помнить постоянно о своих грехах, видеть их, но не унывать от созерцания этой воистину трагической картины, не отчаиваться, а твердо верить и надеяться на то, что Господь наш Иисус Христос и нам на Страшном Суде скажет, как Он сказал в сегодняшнем евангельском отрывке женщине-блуднице: "Вера твоя спасла тебя, иди с миром". Иерей Александр СМИРНОВ.