Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 11 августа 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/45249/

Владимир Осокин – чемпион

рубрика: Спорт

аквабайк


Украшением четвертого этапа кубка России по аквабайку стала вторая кольцевая гонка в классе Runabout-1200. Основная борьба за первое место развернулась между москвичом Алексеем Страховым и петербуржцем Владимиром Осокиным. Лидировал Страхов, Осокин же «сидел» у него... не на колесе, конечно, а, скажем так, на буруне. Ждал Осокин терпеливо и внимательно. И дождался. Единственная ошибка Страхова решила судьбу первого места: «Ямаха» Осокина словно бы на мгновение превратилась в подобие фантома и как бы просочилась между аквабайком соперника и буем. А затем разрыв между первым и вторым местом только нарастал. Примечательно, что довольный триумфатор не спешил давать интервью, а прежде нашел гонщика, которого (не по своей вине) «цапанул» на трассе, и долго перед ним извинялся. Еще вопрос, между прочим, кто должен был у кого просить прощения: по правилам гонок «круговой» спортсмен обязан уступить место на малом радиусе лидеру. Но таков Владимир Осокин – десятилетия, проведенные в спорте, обязывают. Причем не только к борьбе, но и к рыцарству. Из брасса – на велосипеде – Владимир, вы – чемпион Олимпийских игр по велосипедному спорту. А что именно за гонку вы выиграли? – Гонку-преследование 4000 метров на треке. В Москве, на Олимпиаде-80. – И как же вам довелось сменить велосипед на аквабайк? – А я поначалу занимался именно водными видами спорта. До велосипеда успел стать мастером спорта международного класса в плавании брассом на 100 и 200 метров. Но был такой легендарный тренер велосипедистов Александр Анатольевич Кузнецов, который меня пару лет уговаривал попробовать себя и в велосипеде. И в конце концов уговорил. В плавании тоже бывают межсезонья. Поехали мы в Душанбе на сборы, и там со мной случился казус, привычный для велосипедистов, но поставивший крест на моей карьере пловца. Я сломал ключицу, пробил голову и понял, что велосипед – это судьба. – Постойте, но Кузнецов тренировал, насколько известно, не трековиков, а шоссейников... – А я и есть велосипедист-шоссейник. Два раза был вторым на велогонке Мира, причем однажды проиграл великому Аво Пикуусу. А то, что Олимпиаду выиграл на треке... Ну, тоже стечение обстоятельств. – Вы так и занимались велосипедом, пока не появился аквабайк? – Нет, в начале девяностых я основательно увлекался триатлоном. По своей возрастной группе был даже призером чемпионатов России. Еще и СССР успел застать. – Как правило, ни велосипедисты, ни (особенно) пловцы бегать не любят. А там приходится отмахивать от 10 до 42 километров. – Да? А мне нравилось... Аквабайк – как елка – В конце концов вы остановились на аквабайке. Скорость здесь, конечно, выше, чем в велосипеде, но и стоит это дело раз в десять дороже. Как оно вообще началось? – Друг купил аквабайк, предложил попробовать. Понравилось... – Но одно дело – периодически обкатывать аквабайк друга, и совсем другое – тренироваться систематически. И уж совсем третье – обзавестись не просто аквабайком, а такой машиной, которая всех обгоняет, но и стоит соответственно. – Знаете, это как-то само собой получилось. Стоит серьезно чем-то увлечься, как вокруг тебя собираются энтузиасты, специалисты, любители. Погружаешься в эту среду и начинаешь, как елка новогодними игрушками, обрастать всякими железками, детальками, советами, связями... И через некоторое время обнаруживаешь, что аквабайк, в общем, не такая уж большая роскошь. Опять же, когда занимаешься упорно и достигаешь результатов, появляются поводы для разговоров со спонсорами. – Спонсорам-то какая радость покупать спортсменам аквабайки? Это же не футбол, не хоккей... – Ну, во-первых, вода. Человеку свойственно тянуться к воде, особенно летом. Во-вторых, аквабайк – зрелищный спорт. К тому же, как все технические виды, он довольно емок в смысле рекламы. И в-третьих, здесь много тактических, технических, стратегических нюансов, из-за которых это зрелище абсолютно «не приедается». – Но это все-таки спорт? Или разъезжать по воде на аквабайке может каждый, мало-мальски освоивший управление? – Любому человеку, рассекающему по улицам на «Жигулях», не возбраняется считать себя Шумахером. Но только до тех пор, пока он не выедет на настоящую трассу и не сразится с настоящими гонщиками. Так и в аквабайке: при сильной волне, конкуренции опытных спортсменов и действительно сложной трассе управление аквабайком требует огромных усилий. И не только физических, но и интеллектуальных. Это, впрочем, свойство кольцевых гонок во всех технических видах спорта. Трасса для слалома и прогоревший поршень – Наша, ярославская трасса достаточно сложна? – Для меня как для специалиста кольцевых гонок она не столько сложна, сколько неудобна. Сложная трасса, как правило, на море – там огромные расстояния, которые позволяют выжимать из машины максимум возможностей. Но и волна соответствующая, что и делает соревнования предельно зрелищными и непредсказуемыми. А здесь все предельно «затыкано», пространства для маневра – никакого, и трасса скорее слаломная, чем кольцевая. К тому же в первый день у меня прогорел поршень, и я не мог рисковать, давая на двигатель, перебранный фактически «на коленке», максимальную мощность. Поэтому засиживался на старте и был вынужден долго и упорно ждать ошибок соперников. А на такой трассе можно вообще ехать безошибочно. – Вы выступаете в классе Runabout-1200, где с двигателем можно вытворять практически все, что заблагорассудится. Подразумевается, что для таких работ нужен довольно большой коллектив. Тем более что и поломки тут чаще, чем в «Стандарте». – Мы обходимся вдвоем: я и механик. Тут ведь все решает не число, а умение. Многое зависит именно от взаимопонимания в команде. Когда оно присутствует, лишние руки не нужны. – Вы утверждаете, что кольцевые гонки есть кульминация всего аквабайка как спорта. Но и в слаломе умудряетесь ехать седьмым-восьмым... – А в чем вопрос: почему не еду первым? – Или зачем вам эта дисциплина? – Вообще, для того, чтобы оттачивать технику. Это для меня нечто среднее между тренировкой и лабораторией. Здесь еще важно то, что «Ямаха» как раз лучше для кольцевых гонок. Для слалома больше подходит «Бомбардье». Это как в горных лыжах: для слалома используются не те лыжи, которые нужны для скоростного спуска. Но, в отличие от лыж, возить с собой на все соревнования сразу две машины просто нере-ально. – Как скоро наши, ярославские аквабайкеры смо-гут составить конкурен-цию спортсменам вашего класса? – Не скоро, здесь все должно «устаканиться», нужно достигнуть определенного уровня, пройти этап накопления опыта и того самого «обрастания игрушками». Но это произойдет обязательно, потому что процесс начался. Насколько свидетельствует мой опыт, раз уж началось – никогда не прекратится... Беседовал Анатолий КОНОНЕЦ.