Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 05 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/46181/

О летающих пингвинах и безголовых тараканах

рубрика: Спорт

Вероятно, многие еще не забыли рекламу на исторические темы: «Всемирная история – банк «Империал». Самый знаменитый ролик был про Суворова, который на торжественном обеде весьма прозрачно намекнул императрице, что давно не получал ордена. Екатерина намек поняла, и хитрому полководцу тут же вручили звезду. Вспомнили? Ну же!


Там еще была его фраза «Ждем-с!», которая мгновенно сделала не слишком известного актера знаменитым, а сама вошла в сокровищницу народного юмора. Вот теперь вы уж точно знаете, о чем речь. Где тот банк, существует ли еще, мне лично неведомо. А рекламные ролики запомнились, кажется, навсегда. И ведь нисколько не мешает, что к банковскому делу сюжеты этой рекламы не имели вовсе никакого отношения. Главное-то достигнуто: слова «банк «Империал» были у всех на слуху. Увы, чаще все выглядит противоположным образом: сюжет рекламы до отвращения наполнен хвалимым товаром, когда актеры, закатывая глаза, демонстрируют восхищение вкусом дешевой вермишели быстрого приготовления или псевдодомашние хозяйки фальшивыми голосами клянутся, что никогда не видели стирального порошка лучше именно этой марки. Хоть играли бы получше, что ли! Но дело, конечно же, не в игре, а в выбранном методе. И в этом смысле банк «Империал» пока остается непревзойденным. Впрочем, у него появляются достойные соперники. Канал «Рамблер» включают, кажется, немногие. А зря. Совсем недавно в течение целой недели там шла реклама знаменитой «Тойоты» World of Wild Life, что можно перевести как «мир дикой природы». Как сказал бы классик: что он Гекубе, что ему Гекуба – в смысле, что дикая природа производителям автомобилей, что они – ей. Тем более, мы все знаем, как отравляют воздух именно легковые машины. Хотя, может, потому хитрые капиталисты и вцепились в эту тему, что очень хотели бы выглядеть здесь посимпатичнее. Да какое нам дело. Важно, что смотреть программу «Тойоты» было одно удовольствие. И польза. Потому что факты, которые вам сообщают, для неспециалиста выглядят порой просто сенсационно. Вот вы, например, знали до этого, что есть жуки, которые способны тащить груз в 100 (сто!) раз больше собственного веса? А что хитин насекомого может быть по прочности сравним со сталью, знали? Вот то-то. И что осиное гнездо, которое осы строят из собственной слюны, включает десять тысяч компонентов? Ну, и наконец, кто из вас знал, что, если таракану оторвать голову, он будет жить еще две недели и в конце концов умрет всего лишь от голода? Я-то лично всегда думал, что голова не нужна только нашим политикам, а тут вон оно как. Но это всего лишь любопытные факты. Реклама «Тойоты» рассказывает и о грубейших ошибках человека, который когда по невежеству, а когда по злому умыслу вламывается в веками отлаженный мировой порядок. Вот завезли в Новую Зеландию европейских ос. В Европе они слишком размножиться не могут – зима не позволяет, даже мягкая, западноевропейская. А в Новой Зеландии, где вечное лето, они стали настоящим экологическим бедствием, и сейчас все гадают, что с ними делать. С другой стороны, предлагаются и остроумные решения. Вот в Индокитае в связи с тем, что вырубка ценной древесины запрещена, без работы оказались слоны-носильщики. Что прикажете делать с умными, прекрасно вы­дрессированными животными, которых к тому же уничтожать – боже упаси? Они и без нас постепенно вымирают. И слонам придумали прекрасную новую работу – они перевозят туристов по труднодоступным местам, к восторгу этих самых туристов и очень даже большому удовольствию слоновьих хозяев. По виду, так сами слоны тоже не особенно возражают: все-таки таскать бревна труднее, чем нескольких человек. Разнообразие опять-таки, новые впечатления, путь интересный, гиды что-нибудь любопытное расскажут, то да се... И в каждой такой передаче – прямой призыв: Save the Future! (спасите наше будущее!). Иначе безобразие, которое мы сегодня творим, кончится тем, что пингвины начнут летать, и в кадре мы видим такого летящего монстра. Шутка, конечно, но впечатляет. (Кстати, вы не читали недавно в газетах про одну макаку, которая после тяжелой болезни встала на задние лапы и теперь ходит только так? Что это: природа разочаровалась в людях, сочла эксперимент неудачным и теперь пытается начать сначала?) Мой совет пивоварам: по новому закону в рекламе пива нельзя показывать то, нельзя это. Ребята, смотрите рекламу «Тойоты» и придумайте так, чтобы было не про пиво, а про что-нибудь более полезное и интересное для общества. И пусть все смотрят и восхищаются: до чего же ушлые мужики эти пивные короли! Тогда и к пиву будет уважительное отношение, и всем будет хорошо. Даже тем, кто пиво не любит. То есть меньшинству. Ну в самом деле, надо что-то делать с нашей рекламой. И с природой. «Мы столько взяли милостей от природы, что отдать ей хоть часть – наша задача». Не безголовые же мы тараканы, в конце-то концов. //Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ.