Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 16 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/46392/

Фея без тулупа

рубрика: Спорт
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ С ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ ПРОИЗОШЕЛ НА СЕВЕРНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ


В жизни любого корреспондента случаются моменты, когда вслед за рекламным персонажем норовишь повторить: «Е-мое, что ж я сделал-то?» И опять же вспоминается незабвенный Виктор Степанович с его универсальной формулой «хотели как лучше...». Извинить нас может только то, что, публикуя в номере от 29 августа статью «Фея в тулупе», мы действительно хотели как лучше. Может быть, история, которая разворачивается сегодня, и не имеет отношения к той публикации, но нельзя не признать, что происходит все по второй части формулы: «...а получилось как всегда». Урезать так урезать! Публикуя «Фею в тулупе», редакция, говоря честно, преследовала отчасти феминистические интересы, ставя под сомнение столь популярный в нашем городе принцип «Искусственный лед – только хоккеистам». Конечно, «хоккей – это наше все», но не нужно забывать, что в него испокон веку настоящие мужчины играют и даже слагают о том песни. Попытку создания женской коман-ды вспоминать не будем, ибо, во-первых, закончилась она неудачно, а, во-вторых, дам-ский хоккей потерпел фиаско не только в Ярославле. К сегодняшнему дню в России существует всего пять или шесть женских команд, перемогающихся по большей части льдинками с барского (читай – муж-ского) стола. Совсем не то – фигурное катание, в котором проявить себя могут представители как сильного, так и прекрасного пола. Точнее, могли, потому что два тренера по фигурному катанию филиала ГУ ФСО «Локомотив», единственные в городе специалисты в этом деле, вскорости после нашей публикации получили на руки уведомления о своем сокращении. На первый взгляд могло показаться, что речь шла не столько о целенаправленной акции в адрес определенного вида спорта, сколько о неизбежных сложностях, связанных с любой реорганизацией. Железная дорога сегодня активно реформируется, и «щепки» от этого процесса летят в разные стороны. Сильнее всего «секвестируются», естественно, затраты на социальную сферу. Доходит до смешного: при проезде детских команд «Локомотива» к местам соревнований затраты на дорогу компенсируются только детям железнодорожников. Слава богу еще, что к этой категории относятся и те спортсмены, у которых на СЖД работает хотя бы один из родителей (а по логике, таким, наверное, скоро будут компенсировать только 50 процентов). Впрочем, к фигурному катанию, о котором здесь идет речь, это прямого отношения не имеет. Зато весьма показателен другой факт: все тренеры, уволенные из филиала ГУ ФСО «Локомотив» (договор с которым был расторгнут по инициативе СЖД), оказались тут же приняты на работу в ДФСК «Локомотив», ставший преемником железнодорожного спортобщества. Фактически в их жизни ничего не изменилось. Одних только тренеров по фигурному катанию решено было сократить, о чем им и были сделаны соответствующие предупреждения. Когда б СЖД перебивалась «с хлеба на квас», такие меры можно было бы посчитать адекватными. Как говаривал Родион Раскольников: «Где пять старушек, там и рубль». Однако экономия на двух тренерских ставках в масштабах СЖД выглядит попыткой добиться скидки в шестьдесят два цента при покупке «Мерседеса». Стало быть, дело не в деньгах или, по крайней мере, не только в них. Как известно, у любого административного действа есть причины и поводы. Первые, как правило, стараются замаскировать, вторые же чаще всего оказываются либо смешными, либо странноватыми. По словам Светланы Лобановой, один из руководителей СЖД в приватной беседе по поводу сокращения ее и Германа Смурова заявил, что ни в одном из подразделений дороги, кроме ярославского, фигурное катание не культивируется. В обеих секциях занимается всего семь детей железнодорожников. И это – лучший повод для того, чтобы покончить с фигурным катанием раз и навсегда. То, что на улице окажутся еще семьдесят человек, чиновника, как видно, не волновало. Эти дети не относились к его ведомству и, стало быть, в спортивной жизни не нуждались. Кто прав формально? Безусловно, руководителей дороги нельзя выставлять такими уж ненавистниками этого вида спорта. Формальные действия по сохранению фигурного катания в области они, конечно же, предприняли. Так, в адрес начальника управления образования мэрии Ярославля Александра Федоровича Прямици­- на заместитель начальника Северной железной дороги Вяче­слав Михайлович Ульянов­- ский отправил письмо за номером 01-12/1571. В нем помимо всего прочего руководство СЖД просит принять обоих тренеров в ДЮСШ управления образования, дабы окончательно этот вид спорта не губить. И все было бы хорошо, если бы не одна интересная формулировка. А именно: «При условии перевода тренеров-преподавателей по фигурному катанию в ДЮСШ управления образования Северная железная дорога гарантирует бесплатное предоставление легкоатлетического манежа, открытого льда и раздевалок на стадионе «Локомотив». Ключевые слова в этой фразе: «При условии перевода». Дело в том, что оба тренера отдали железной дороге многие годы работы и по коллективному договору (где особо оговорены их права при сокращении) имеют право на довольно серьезную компенсацию, которую, естественно, не получат, если напишут заявление об уходе по собственному желанию и переводу на другое место работы. Таким образом, в письме ненавязчиво сообщается: если состоится именно перевод, будут вам, уважаемые тренеры, и раздевалки, и манеж. А уж если нет (и придется вас сокращать в соответствии с законом), то возможности вашей работы в фигурном катании становятся исключительно вашей личной проблемой. Впрочем, уже стало, потому что теперь чиновники из управления образования начали настойчиво интересоваться у своих будущих сотрудников, где они, собственно, собираются «рассекать» на коньках. Получается, что сами тренеры должны дать гарантию, что их бывшие шефы – хозяева своего слова и без базы фигурное катание не оставят. Ну, допустим, дадут они ее... Дальше что? Если и сам-то стадион как объект «непрофильный» для нынешней СЖД, того и гляди, поменяет хозяина. Любопытно, что в отношении Светланы Лобановой перевод – единственно возможный путь как-либо «разрулить» ситуацию. Дело в том, что сокращать ее нельзя, поскольку Светлана Ивановна одна воспитывает несовершеннолетнего ребенка и в Трудовом кодексе касательно этой ситуации имеется совершенно определенная статья. Закон в принципе разрешает работодателю предлагать сокращаемому специалисту перечень должностей, в которых тот мог бы продолжить работу на своем предприятии. Но это должны быть должности, соответствующие квалификации сотрудника. Судя по письму начальника ДФСК «Локомотив» № 19-26 от 20.09.04 Валерия Николаевича Лабазина, таких вакансий на дороге сейчас нет. Потому Светлане Ивановне была предложена должность «рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» либо «уборщика производственных и служебных помещений». В этом же документе оговаривалось, что если Светлана Ивановна, став, говоря простым языком, уборщицей, захочет продолжать тренировать юных фигуристов, то ей опять-таки будут предоставлены все блага цивилизации, как то: раздевалка, манеж и каток под открытым небом. Уже по этому факту становится понятно, как к тренеру относятся пока еще по ее основному месту работы. Человек закончил Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта – практически единственный в СССР вуз, диплом которого в советские времена не требовал подтверждения квалификации при трудоустройстве даже на Западе. И такому специалисту предлагают поработать уборщицей, продолжая, невзирая ни на что, учить детей железнодорожников (ибо, судя по решительности реформирования, других на «Локомотиве» скоро просто не останется) фигурному катанию. Задаром. То же самое касается и Германа Георгиевича Смурова, только ему, как человеку пенсионного возраста, и такой альтернативы не предложили. Интересно, чем же наши фигуристы должны были так досадить железнодорожному начальству, чтобы в их отношении начали применять столь действенные меры? «Арена» – лед раздора? Об этом мы, собственно, и писали в материале «Фея в тулупе». Дело в том, что по мере нарастания количества площадей искусственного льда на просторах Ярославщины фигуристы все более настойчиво просили выделить им хоть сколько-нибудь времени в «Арене» для поддержания спортивной формы детей в летнее время. И по мере того, как их настойчивость росла, росли и опасения ряда физкультурников «Локомотива». Чего они опасались? А как раз этого: фигуристам только дай волю... Они вместо «ласточек» и «саночек» как начнут свои «аксели» и «тулупы» крутить... А там, глядишь, победы, призы, льда потребуется больше. Но его даже с учетом ввода в строй новой тренировочной площадки и полной реставрации ветерана – «Автодизеля» и так не хватает. Косвенно ход этих рассуждений подтверждает и разговор автора этих строк с начальником ДФСК «Локомотив» В. Н. Лабазиным. Наверное, в полемическом задоре Валерий Николаевич заметил, что если бы в Ярославле имелись десять тренеров по фигурному катанию, то Смуров и Лобанова были бы худшими. И пояснил свою мысль тем, что конькобежцы высокого класса появлялись в нашем регионе с изрядной периодичностью, чего нельзя сказать о фигуристах. «За четверть века можно было бы найти хотя бы одного талантливого ребенка? – недоумевал новый начальник железнодорожного спорта (сам, кстати, в прошлом очень неплохой конькобежец). – Так где же он?» Тут, правда, не совсем понятно, куда сегодня пропали все конькобежцы высокого класса, причем не только из Ярославля, но и из России (впрочем, это тема отдельного разговора, и он обязательно состоится). И еще, есть ли во всем мире хоть один фигурист высокого уровня, достигший вершин, который тренировался бы исключительно на естественном льду? Герман Георгиевич, заметим, располагал в неделю всего двумя часовыми тренировками в старом «Автодизеле», питомцы Светланы Ивановны не имели и этого. А для фигуриста (в отличие от того же конькобежца) даже два месяца перерыва в катании губительны. Поэтому каждый год оба тренера начинали свою работу практически с нуля. Такого труда и Сизифу не пожелаешь. И уж если говорить об их талантах, логично было бы предоставить им хотя бы часть тех условий, что имеют их коллеги в той же Москве, а потом задуматься: а нужно ли нам развивать фигурное катание именно как вид спорта или остановиться все же на физкультуре? Собственно, ответ на этот вопрос уже получен, ибо оба наших тренера волевым решением чиновников удалены от искусственного льда на максимальное расстояние. Остается надеяться только на то, что во время этих «боев местного значения» дети не разбегутся по другим секциям, что хотя бы на год им сохранят прежнюю базу для занятий, что преподаватели после такого весьма нервного расставания вольются в новые коллективы спокойно и гармонично... Да еще на длинную, но не особенно снежную и морозную зиму. А по следующей весне еще и на родителей, которые ради возможности спортивного роста своих чад на собственные деньги покупают время на льду «Арены». Том самом, который стал «яблоком раздора». А мог бы, по здравому разумению, быть местом, где «настоящие мужчины» из песни встречаются с самыми красивыми в мире женщинами.