Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 08 мая 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/49234/

И сегодня в строю

рубрика: Спорт

Передо мной сидит человек, тронутый безжалостной старостью. Но он не выглядит беспомощным. Высок, строен, худощав, подвижен. Слушаю его обстоятельное повествование «о времени и о себе».


И будни, и праздники большого пути Отечества переплелись в одной судьбе – фронтовика Великой Отечественной, офицера железнодорожных войск Александра Сергеевича Воронова. В Сальских степях, в селе Воронцово-Никольское, прошло его детство. Детство ли это было? Летом 1918 года отец ушел в Сальский краснопартизанский отряд, а в конце декабря его не стало: погиб под Царицыном в бою с бандами атамана Краснова. Мальчишке в ту пору не было и четырех лет. Мать работала на кулака, выбивалась из сил. Поработал на кулака и Саша. Потом он много учился. С газетного отделения Новороссийской советско-партийной школы отправился на практику в многотиражку «Ростсельмаша». Когда служил Александр Сергеевич в армии, получил предложение поехать на учебу в военно-политическое училище имени В. И. Ленина. Годы московской учебы пролетели незаметно. В августе сорокового Воронов – заместитель командира роты 14-го отдельного путевого железнодорожного батальона по политической части. В составе этого батальона прошел он огненными дорогами с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Железнодорожные войска непосредственно не участвовали в сражениях – обеспечивали продвижение воинских эшелонов на передовую. Но случалось, и нередко, наш герой водил солдат в атаку и с боем выводил подразделение из окружения. ...Во второй половине декабря сорок первого батальон получил трудное задание – к 23 января восстановить взорванный гитлеровцами мост через Шошу у станции Завидово. Прибыли на место работ. Из глубокого снега беспорядочно торчали куски рельсов, обломки бруса. По всем прикидкам восстановление моста сложилось в трудную инженерно-техническую задачу. Обстановка же требовала как можно быстрее наладить сообщение между Москвой и Ленинградом. Решение родилось быстро. Мост не делать. Построить временную рельсовую переправу на обходе на ряжевых опорах. Первый эшелон по переправе проследовал 19 января – на четыре дня раньше установленного срока. Замполит Воронов дневал и ночевал на стройке, был рядом с солдатами. Многих знал и по имени, и про их довоенную жизнь. Скажем, младший сержант Лазарь Барышай из Бобруйска в мирное время был кузнецом. Поручил замполит Барышаю подобрать кузнечную команду. И стали молодцы изготовлять накладки, шайбы, болты, гайки, сверла. Нашлись мастера другого ремесла – плотницкого. Рядом со стройкой возникло производство шпал, конструкций для ряжевых опор. Дальше – больше. Наведался Воронов к властям города Завидова, обошел близлежащие деревни. И рядом с воинами на переправе ежедневно работали до трехсот гражданских. Потом было новое задание: заградить 250-километровую линию Великополье – Торопец – Соблаго – Кувшиново. Путейцы сработали профессионально. Это помогло войскам Калининского фронта удержать Торжок, Лихославль, Бологое и более 150 километров Октябрьской железной дороги. Противник, однако, тоже был ушлый: ветку Витебск – Полоцк разрушил основательно. Машиной «Крюк» шпалы были разрезаны посередине, рельсы подорваны на стыках. Ждать подвоза новых материалов – терять время. Порушенные шпалы перевернули торцами внутрь колеи, скрепили двумя скобами, концы поврежденных рельсов отрубили, а годные уложили в путь. И пошли поезда по восстановленной линии... ...Подразделение Воронова всю войну находилось в самом пекле, в голове войск. За что и награды замполиту Воронову. И какие! Ордена Боевого Красного Знамени, Отечественной войны первой и второй степеней, два ордена Красной Звезды... Дороги Александру Сергеевичу и мирные знаки военных лет – «Отличный восстановитель», «Почетный железнодорожник». Мирные страницы биографии нашего героя тоже впечатляют. Путейский батальон проложил 153-километровую линию Иркутск – Култук – южный обход Байкала, вторые пути на участке Акмолинск – Караганда, построил мосты через Ишим и Нуру. Воронов окончил военно-политическую академию. Вскоре в должности замкомандира мостового железнодорожного полка по политчасти прибыл в район строительства Братской ГЭС. Здесь полк «эвакуировал» внеклассный мост через Ангару. Выполнив задание, воины-железнодорожники передислоцировались в Ярославль. В 1962 году Воронов был уволен в запас, стал инженером отдела движения Ярославского отделения магистрали. ...Человек прошел все: огонь, воду, медные трубы и сокращение штатов. На его выходном костюме тесно наградам. Что еще надо? Отдыхай себе спокойно. Но не таков Воронов, чтобы быть отставленным от дела, от жизни. Член городского совета ветеранов идет в школы и техникумы, Дома культуры, проводит уроки мужества, организует встречи молодежи с фронтовиками. Он завсегдатай в своем родном железнодорожном полку, ныне испытательном центре, в котором он двадцать пять лет бессменный председатель ветеранской организации. Леонид ЯКОВЛЕВ, член Союза журналистов России.