Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 16 июня 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/49777/

А на красной звезде – профиль Сталина

рубрика: Спорт
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.

Ретро-поезд на паровозной тяге прибыл вчера из Петербурга в Ярославль с опозданием на три часа. Но нервно ожидающих пассажиров и толпы встречающих на перронах не было. В тени покуривали лишь журналисты и телеоператоры, собравшиеся снять столь редкие теперь на железной дороге паровозы. Опоздание поезда не расстроило даже пунктуального англичанина, который решил сесть в необычный состав в Ярославле.


– Май нейм Колин Митчелл, – представился гость из Альбиона. Он оказался другом Тима Литтера – владельца русского паровоза «Победа», главного локомотива состава в экзотическом туре «Полярный круг». Организован он английской туристической фирмой «KVG Travel LTD» совместно с ОАО «Российские железные дороги». – Мы предпочитаем быть пунктуальными, – продолжил мистер Митчелл, – но я ни в чем не виню ваших железнодорожников. Поезда и в Англии опаздывают. А этот поезд – старинный. И все же я рассчитываю, что он войдет в график и мы через две недели вовремя прибудем в конечную точку маршрута. Мы называем себя энтузиастами, хотим увидеть что-то новое, необычное. А здесь и поезд необычный – на паровой тяге, что, по-моему, восхитительно, и места мы увидим приполярные, очень отличные от тех, которые я уже видел, больше двадцати раз побывав в России. Колин Митчелл, так же, как 22 других участника тура, – член английского общества любителей железных дорог, которое помогает сохранять старые поезда и паровозы. По его словам, такие общества есть по всему миру, и даже в России. Пока мы беседовали, и паровоз «Победа» подоспел, огласив вокзал уже забытым мощным гудком. Паровоз этот действительно великолепный, самый мощный, выпуском которых завершилась эпоха угольных локомотивов. Спереди у него установлены литая табличка «Сто лет восточно-сибирскому экспрессу» и красная звезда с профилями Ленина – Сталина. А самому паровозу в этом году исполнилось ровно полвека. Выбросив из трубы изрядную порцию копоти, паровоз остановился. Поезд идет на двойной тяге. Угольный локомотив подстраховывает столь же старый паровоз «Лебедянка», работающий на мазуте, – предшественник современных тепловозов. – Слава Богу, прибыли, – высунулся из кабины перепачканный в мазуте рослый машинист в бандане. Дмитрий Ананьев – вообще-то машинист электровоза из Петербургского депо, а этот паровоз, предоставленный для тура Северной железной дорогой, практически освоил всего... три дня назад. Но теорию паровозного дела ему пришлось основательно поучить на курсах во Ржеве. – Диковинная техника, – говорит Дмитрий, – все руками надо делать, никакой автоматики. На «Победе» старшим машинистом Николай Чупров – тоже в обычной жизни электровозник из Питера. Он участвовал в реставрации паровоза и теперь каждое лето катает туристов. – Десять лет вожу ретро-туры, – говорит Николай, – этот не самый длинный. Вот четыре года назад был двухмесячный тур. Мы объездили весь Северный Кавказ, Армению, Азербайджан, Грузию, потом Каспий переплыли на пароме и всю Среднюю Азию прошли. На перрон высыпают пассажиры. Паровоз старый, но вагоны – экстра-класса. В каждом не более шести человек. В прос­торных купе душевые кабины, умывальники, телевизоры и DVD-плейеры. Каждый турист выбирает то, что он хочет посмотреть или послушать. На столиках – российская символика: букеты ромашек, неизменные матрешки. Туристы сели в специально поданный автобус и отправились на обзорную экскурсию. Ярославль – первый город после Петербурга, который они осматривают. Следом будут Вологда, Воркута, Лабытнанги, Коноша. Примерно по такому маршруту примерно такие паровозы и тоже со сталинским профилем на носу возили 60 – 70 лет назад составы с «врагами народа». Экзотика!