Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 23 марта 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/53880/

Все тайное становится явным

рубрика: Спорт
Автор: Лариса САХАРОВА.

В Ярославском художественном музее открылась выставка «Неизвестный авангард», в рамках которой были представлены широкой публике незнакомые до сего дня произведения мастеров русского авангарда.


Пикантности вернисажу, достаточно сенсационному по самому факту представленных на нем полотен, добавила нарочитая склонность организаторов показа к неуместной конспирации. По неведомым причинам почему-то было решено не называть имени владельца частной коллекции, хотя этот человек (присутствовавший, к слову, на открытии выставки лично) уже хорошо знаком ярославским ценителям прекрасного. В апреле прошлого года в залах Губернаторского дома состоялась совместная выставка «Мастера русского авангарда» из фондов Ярославского и Переславского художественных музеев и частной коллекции. Правда, владелец этой коллекции был тогда представлен как сотрудник израильской фирмы «E. Natanov Diamond LTD». Дутая конспиративность рассыпалась как карточный домик: Эдик Натанов – не сотрудник, а владелец фирмы, специализирующейся на алмазном бизнесе. Он представил ярославской публике более 20 неизвестных до сего дня полотен, принадлежащих кисти Машкова, Лентулова, Экстер, Малевича, Удальцовой, Фалька, Чехонина. Половина экспонатов представляет собой эскизы театральных костюмов. В прошлый свой приезд Эдик Натанов смог порадовать ценителей русского авангарда лишь знакомством с шестью полотнами. Бизнесмен рассказал, что почти два года ушло у него на проведение экспертизы. (К сведению, экспертиза состоит из двух этапов – технологического, то есть определяющего соответствие представленного полотна временной эпохе, и искусствоведческого, подтверждающего авторство.) Первую стадию экспертизы прошли все полотна, заключительный анализ некоторых картин – на подходе. Сам себя Эдик Натанов считает простым коллекционером, сетует, что это занятие, то есть коллекционирование, достаточно тяжкий труд: «Однако делаю что могу...» Он стал владельцем полотен лишь в 95-м году. Они перешли к нему по наследству от отца, коему в свою очередь были завещаны его отцом, дедом Эдика, соответственно. Дед был учителем русского языка и литературы в Узбекистане, имел ювелирный бизнес. Сколько конкретно у него работ в коллекции, Эдик не знает. «Много», – скромно, не вдаваясь в подробности, говорит он. Отдает предпочтение живописи Филонова и Кандинского. А вот современный авангард его категорически не интересует. Как, впрочем, и классика: «Это легко и просто, а над русским авангардом надо думать». Эдик Натанов достаточно легко относится к гастролям его коллекции по миру. Вот и нынешнюю экспозицию после Ярославля уже ждут на Дягилевских сезонах в Перми, откуда она проследует в Нижний Новгород. – Одинаково ли принимают выставку у нас, в России, и за границей? – Отношение очень разное. Для россиян это вообще новое направление в искусстве, точнее, хорошо забытое старое. В Европе же русский авангард в большей, чем на родине, чести – там просто выстраиваются длиннющие очереди. Здесь он в основном интересен узкому кругу специалистов и цени-телей. – Не припрятана ли у вас еще пара тузов в рукаве? В прошлом году вы обещали вернуться в Ярославль и обещание сдержали... – Я не люблю загадывать, но есть еще несколько работ, над которыми экспертам только предстоит потрудиться. С «Неизвестным авангардом», ставшим известным благодаря стараниям искусствоведов и доступным чаяниями владельца коллекции, можно познакомиться до 10 апреля.