Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 19 января 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/54451/

Зима! А кто же торжествует?

рубрика: Спорт
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ.

Гордость россиян за свои олимпийские достижения понятна, но несколько странна. Виной тому, наверное, специфика олимпийского движения, которое зародилось, как известно, в Греции, где есть все, кроме снега и льда. Потому наша северная в целом страна до сих пор умудряется придавать столь огромное значение Олимпиадам летним, зимние Игры освещаются с гораздо меньшим пафосом. Но если копнуть глубже, это объяснимо. Дело, видимо, в том, что зима, испокон веку воспринимаемая на Руси как стихийное бедствие, резко делит спортсменов на элиту и «чайников» (так профессионалы зовут тех, кто не отягощен экипировкой и техникой движений).


По Ярославлю, например, хорошо видно, насколько сегодня глубока пропасть между элитными спортсменами и отдыхающими людьми. Летом можно надеть кроссовки за 200 рублей и попытаться почувствовать себя Борзаковским. Зимой придется раскошелиться гораздо больше. Но и экипировка не решает всех проб-лем... За семь верст – и все «коньком» Начнем даже не с вида спорта, а с образа жизни – лыжных гонок. Правда, гонками они являются только для тех, кто посвящает лыжам всю жизнь. Человек же отдыхающий на лыжах не гоняет, а ходит: каждый имеет право получать удовольствие так, как ему вздумается. С реализацией прав сложнее. Стоимость обычных деревянных лыж соответ-ствует сегодня минимальному размеру оплаты труда. К лыжам необходимы палки, крепления и ботинки, которые тоже мало кто подарит. Возможно, где-то на лыжных базах работают пункты проката. Допустим даже, что все эти раритеты сохранились у любителей здорового образа жизни с более ранних времен. Их можно починить, подогнать и... убедиться, что применить знания, полученные на физкультуре в эпоху исторического материализма, сегодня отнюдь не просто. В крупных городах (особенно в Ярославле) возможность покататься впрямую зависит от района проживания. Самые роскошные условия – у заволжан. К их услугам и Тверицкий бор, и обширный лес за Нижним и Средним поселками, и трасса на Резинотехнике. Фрунзенцам и брагинцам несколько сложнее. По левую руку от Московского проспекта если и есть какая гора, так и та – Липовая. В поисках рельефа приходится забираться аж за Телищево, где уже проявляются некоторые признаки спусков и подъемов. Дзержинский район выходит из положения благодаря наличию крутого берега Волги, где еще застроено не все. Жители Красного Перекопа могут вострить лыжи в парк НПЗ или в Петропавловский парк. Но тяжелее всего любителям просто отдохнуть из центра, поскольку там их интересы пересекаются сразу и с владельцами снегоходов, и с более мастеровитыми лыжниками, предпочитающими коньковый ход. То есть буквально не успевает еще лечь снег, как все окрестности Даманского острова оказываются затрамбованы «Буранами» в сплошную «дорогу», по которой и захочешь – на параллельных лыжах не поедешь. Мастерам «конька», конечно, раздолье. Остальным – раздумья. И воспоминания о том, как еще полтора десятка лет назад здесь, на Стрелке, пролегала весьма неплохая освещенная трасса с нормальной классической лыжней, что делало возможным отдых не только в выходные, но и в будние дни – после работы, например. Это не в Белкино за двадцать километров переть-ся, чтобы вовсю демонстрировать свою отсталость от мировых технологических тенденций перед мастерами, экипированными в «Solomon» и «Atomic». Тут позавидуешь жителям Данилова, Переславля или Борисоглебского, поскольку добираться им до лыжных трасс – самое большее пару километров от окраины города. В Тутаеве же вообще раздолье – прямо за микрорайоном ТМЗ располагается такой шикарный овраг (больше соответствующий даже понятию «каньон»), что там всерьез и давно подумывают о создании центра горнолыжного спорта. Я и лошадь, и орел... Горные лыжи во времена еще сравнительно недавние, но уже почти былинные считались «продажной девкой империализма». Не в последнюю очередь потому, что советская промышленность не могла освоить массовое производство горнолыжной экипировки хотя бы сносного качества. Однако есть энтузиасты, которые могут с гордостью произнести о себе: «А я дзюдо любил и до...» Их-то усилиями горнолыжный спорт как средство массового отдыха прижился в Ярослав-ской области и пустил здесь весьма крепкие корни. И не стоит возражать, что у нас, дескать, не Альпы... Незадолго до нового года вице-президент Национального олимпийского комитета, председатель Федерации лыжных гонок России Владимир Алексеевич Логинов обозревал местные рельефы. И заметил, что Александр Жиров – первый наш горнолыжник, добившийся международных успехов, – начинал тренироваться на склонах не более крутых и протяженных, чем те, что есть под Ярославлем и Рыбинском (не говоря уж о Ту-таеве). Беда наших горных лыж не в том, что нет гор или нет экипировки. Просто настоящие горные лыжи даже в своем «массовом» варианте нуждаются в большем техническом оснащении, чем их гоночные собратья – один только подъемник, даже и простенький, является инженерным сооружением. А горы, как правило, располагаются за городской чертой. Все это приводит к коллизиям, печально знакомым любому энтузиасту. Рассказывает представитель Союза инструкторов горных лыж и сноуборда Александр Наумов: – Наша лыжная база за несколько лет своего существования разворована жителями местных деревень практически полностью. Установлен даже приблизительный график этого процесса: за неделю исчезает «все, что плохо лежит», за месяц демонтируются любые механизмы, двух-трех месяцев хватает на то, чтобы унести массивные металлические конструкции и смести с лица земли то, что унести невозможно. Поэтому сегодня мы вынуждены на каждую тренировку за свой счет и на своем транспорте привозить моторы для подъемников, сами подъемники, ворота и другое оборудование. И, в общем, большая часть сил уходит практически на ежедневный монтаж-демонтаж этого оборудования. Чувствуешь себя не столько горным орлом, сколько ломовой лошадью. Между тем число желающих заниматься горными лыжами серьезно, то есть как минимум под руководством инструкторов и на профессионально подготовленной трассе, быстро растет. Вот так. С одной стороны, у богатых свои причуды, с другой – а богатые что, не граждане России? Или им в соответ-ствии с фольклором допускается отдыхать только в Альпах? Это уж не говоря о том, что воровать нехорошо при любом социальном строе. Соб-ственно, и те времена, когда горнолыжную экипировку мог позволить себе только нефтяной магнат, канули в Лету – сегодня приличный горнолыжный комплект вполне под силу купить любому обеспеченному человеку. Лед не снег – с неба не падает Коньки в нашей жизни существуют в трех ипостасях: для скороходов-конькобежцев, хоккейные и для фигурного катания. В смысле массового спорта это особого значения, впрочем, не имеет. Везде нужен лед, который в отличие от снега с неба не падает. Поэтому хоккей наши мальчишки изображают на снежных площадках, используя вместо шайбы мяч для большого тенниса. Естественно, что коньки при этом им не требуются – какие коньки безо льда? Было время, когда «коробки» заливались ЖЭКами если не в каждом дворе, то уж в каждом микрорайоне точно, но сегодня коммунальщики и без этой общественной нагрузки едва сводят концы с концами. То есть лед-то есть, но у подъездов и на дорогах. К тому же лед мало залить, его еще нужно поддерживать в достойном состоянии, для чего необходим энтузиазм запредельный. Он местами имеется: за Волгой заливаются три-четыре «коробки», есть несколько таких мест на «пятерке» (в немалой степени благодаря наличию здесь специализированного «локомотивского» интерната), на Суздалке железнодорожниками централизованно заливается целое поле стадиона «Локомотив». Там даже находят себе место почти вымершие было конькобежцы. Конькобежная дорожка была еще и на «Каучуке», но после того, как оттуда угнали единственный трактор, ее расчищавший и заливавший, дело заглохло. Отчасти спасают пруды, на которых, расчистив снег, тоже можно создать импровизированную «коробку» или даже беговую дорожку. По сути, это все. Крайне мало для того, чтобы коньки стали образом жизни и самым демократическим зимним развлечением для всех слоев общества и всех возрастов. А ведь так было еще на памяти (уж простите за расхожий штамп) живущих ныне поколений. Люди катались семьями, классами и курсами. Мороз в десять – пятнадцать градусов не считался поводом отказываться от похода на каток. И если в семидесятые наши хоккеисты поразили весь хоккейный мир своим умением управлять коньками на реактивных скоростях, то не в последнюю очередь потому, что учились ездить на них чуть ли не раньше, чем ходить. А клюшку брали уже потом. Сегодня же в хоккейные секции отбирают, судя по всему, сугубо по антропометрическим показателям. Хотя, по словам наших тренеров-фигуристов Светланы Лобановой и Германа Смурова, некоторые (самые дальновидные) ярославские родители и отдавали сыновей в секции фигурного катания или конькобежного спорта, дабы те сначала осваивали науку ездить, а уж потом – владеть клюшкой и толкаться у бортов. Завтра благодаря «дальновидной» политике железнодорожного начальства этой возможности у родителей наших перспективных хоккейных звезд уже не будет – фигурное катание в области благополучно сведено на нет. А значит, наши пацаны, вдохновленные примером команд «локомотивов» и «маяков», так и будут гонять теннисные мячики в бывших «коробках», думая, что это и есть хоккей.