Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 21 мая 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/54947/

Воздухоплаватель

рубрика: Спорт
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Переславец Андрей Петренко – наверное, самый внимательный слушатель прогнозов погоды. Этого внимания требует его необычное хобби. Андрей – пилот воздушного шара.


Первым делом самолеты Впрочем, до появления в жизни Петренко аэростата его место занимали самолеты. Андрей, профессиональный летчик, десять лет отслужил на ракетном полигоне Сарышаган в Казахстане. Уже оттуда семья Петренко переехала в Переславль-Залесский, где в 1994 году наш герой из боевого пилота превратился... в замдиректора городского рынка. Но в 2002 году его жизнь круто переменилась. Завод ЛИТ приобрел аэростат, и Андрею, как профессионалу, предложили его пилотировать. Для начала отправили учиться в Великие Луки. Конечно, Петренко не надо было объяснять азы карто­графии, топографии, учить самолетовождению и другим премудростям. Главным для него было понять конструкцию аппарата и научиться им управлять. Кстати, летать на аэростате можно либо рано утром, либо вечером, потому что днем воздушные массы нагреваются от земли и образуют потоки, в которых аэростат ведет себя очень непредсказуемо, тогда его сложно пилотировать. Небесная водка Прежде чем подняться в небо Переславля, Петренко посоветовали потренироваться в Великих Луках – на международных встречах воздухоплавателей. Туда пилот отправился уже вместе со своим напарником – водителем машины сопровождения Николаем Талейкиным. Чего только они ни увидели там: шары в форме торта, в виде бутылки водки, но один из самых поражающих воображение – шар-имитация Ноева ковчега в форме лодки, расписанной мультяшными зверьками. Российские пилоты иностранцам в экипировке проигрывают. У западных воздухоплавателей оболочка шара – из дорогой ткани (ручкой проткнешь, а через секунду дырочки как не бывало), есть у них и навигационные приборы, позволяющие связываться с землей отовсюду. А сопровождают их непременно внедорожники-универсалы. Переславцам же, по словам Петренко, с автомобилями фатально не везет. Первый год Николай сопровождал аэростат на «газели»: если удастся въехать на поле, то уже не знаешь, то ли шар, то ли машину вытаскивать. Потом команде выдали «Ниву», но вскоре завод ее продал. А сейчас они колесят на желтом «Мерседесе»: машина тоже не предназначена для подобных марш-бросков и уже успела перенести не один ремонт. В какую сторону ветер дует? На Западе пилоту с лицензией достаточно телефонного разрешения на подъем на аэростате. В России, как всег­­да, царит бюрократия: надо посылать письменные запросы в Министерство обороны, а уж пока там обсудят, стоит ли давать добро, погода может сменить «милость на гнев». А потому аэронавтам приходится в прямом смысле «партизанить»: изучать прогнозы по народным приметам, Интернету и телевидению. Впрочем, и электронные достижения прогресса иногда подводят. Например, на фестивале воздухоплавания «Жемчужина Кавказа» наши аэронавты едва-едва не оказались во власти жестокой стихии. – Мы летали над Железноводском, Ессентуками, Кисловодском, Пятигорском, – рассказывает Андрей. – Это были самые замечательные полеты в моей жизни. Мы ведь привыкли к плоскогорным пейзажам, а там – горные. Погода прекрасная, красотища! Когда уже возвращались в гостиницу, с неба закапало. А через несколько минут начался такой град! С неба летели льдины размером чуть не с яйцо. Нашу «газель» засыпало по самые колеса. Наутро после стихии все деревья голые стояли. Приветствую тебя, болото! Впрочем, неожиданности могут и на родине случиться. Изменить направление воздушного шара невозможно, так же как невозможно управлять ветром. – В прошлом году нас унесло в Байболово болото, ветер направление поменял. В корзине были три пассажира – двое взрослых мужчин (один, кстати, работник городской администрации – примеч. автора) и маленький мальчик. Уже наступала ночь, да и газ заканчивался, а потому, когда мы увидели какую-то дорогу внизу, я принял решение о посадке. Тогда пришлось заночевать в лесу. Разожгли костер, дождались утра. Пацан молодец, мужественно перенес приключение, ни разу не пикнул. Утром стали искать дорогу к ближайшему населенному пункту, но встретившиеся рыбаки направили нас по ложному пути: идем, а впереди все лес и лес. Пришлось возвращаться и сворачивать на другую тропу. Через час добрались до деревни, позвонили в город, вызвали машину. Шар, застрявший в болоте, вытаскивали с помощью замечательной машины ЗИЛ-130, лесовоза. Только к вечеру добрались до Переславля. А на следующий день наши аэронавты, как ни в чем не бывало, уже поднимались в воздух с Красной площади и махали народу флагом в честь 59-й годовщины Великой Победы. Что это тут прилетело? Андрей вспоминает первый полет над Переславлем. Когда аэронавты приземлились на берегу озера в деревне Криушкино, рыбаки отреагировали более чем равнодушно. Как уснули над своими удочками, даже головы не повернули – что там такое прилетело с неба? Впрочем, по наблюдениям Андрея, переславцы всегда демонстрировали довольно прохладное отношение к летающему объекту в отличие от жителей других городов, где бывали аэронавты. Тамошнее население непременно собирается поглазеть на сборы, всяк рад чем-нибудь помочь. Но город свой пилот любит. На всероссийских и международных фестивалях никогда не забывает громогласно провозглашать из корзины, что «Переславль – лучший!». * * * (Репортаж из воздушного шара читайте в одном из ближайших номеров).