Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 10 марта 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/7160/

Самый верный рыцарь «Шинника»

рубрика: Спорт
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ

Если книге рекордов «Шинника» предстоит быть написанной, то первая страница в ней обязательно будет посвящена Борису Анатольевичу Гаврилову. Шутка ли: с восемнадцати до пятидесяти пяти лет – в составе «Шинника». Игрок, тренер, старший тренер, исполняющий обязанности главного тренера... Менялись президенты клуба, задачи, стоящие перед ним, главные тренеры мелькали, бывало, как в калейдоскопе... Но одно оставалось неизменным: пристальный взгляд Бориса Анатольевича от бровки поля. Со стороны скамейки запасных «Шинника».


Интересно, что попасть в состав «Шинника» Борису Анатоль­евичу в свое время было не проще, чем сегодня выпускнику нашей СДЮШОР закрепиться в составе какого­нибудь «Челси» или «Болтона». Дело в том, что родом наш самый именитый игрок и тренер не из Ярославля, а из Гаврилов­Яма. И по меркам того футбола он появился в составе команды в довольно зрелом возрасте – восемнадцати лет от роду. Просто не мог в силу объективных причин попасть «на карандаш» ярославских тренеров будучи еще школьником. Это сегодня его ровесников только подпускают к дублю, а выход игрока такого возраста в составе команды мастеров рассматривается как уникальное событие. А тогда разговор был короткий и простой: можешь играть – играешь. Не можешь – желающих и умеющих на твое место найдется десяток. Не в Румынии или Камеруне, а тут же – за оградой стоящих.

Судя по тому, что рекорд результативности Бориса Анатольевича не побит до сих пор (83 мяча), равно как и рекорд его по количеству матчей за «Шинник» (575 игр), мог футболист Гаврилов изрядно. При этом он отнюдь не был форвардом, а играл на правом фланге полузащиты. То есть от него одновременно требовалось сочетание качеств виртуоза и универсала. Что касается первого, то здесь вопросов быть не может: в начале – середине семидесятых довольно много охочего до футбола народу ходило «на Гаврилова». Сегодня его технику назвали бы «нетривиальной». Возможно, нашлись бы высоколобые критики его манеры игры. Впрочем, победителей не судят: за счет мгновенного набора скорости Борис легко уходил от большинства оппонентов, и в тот момент мало кто вспоминал, каким именно финтом этот футболист «убирал» противника. А как он «вырезал» навесы из совершенно проигрышных, казалось бы, положений! Что там Лобановский со своим «сухим листом»!

Что же касается универсализма, то тут восхищались больше не болельщики, а знатоки. Будучи футболистом «забивным», играя в нападении на уровне лучших форвардов, он практически не допускал значимых угроз собственным воротам со своего фланга. И только специалисты знали, какая «пахота» стоит за этим, казалось бы, банальным делом – вовремя вернуться в защиту и сделать из чужого нападения легкое недоразумение.

Уже тогда, на взлете футбольной карьеры, в футболисте Гаврилове начал пробиваться педагогический талант. Впрочем, система ярославского футбола много способствовала его возникновению. Учились молодые игроки (и совсем пацаны) не у Бекхема и Рональдо, как теперешние их ровесники, а у Гаврилова и Рудакова. Да, конечно, все знали, что где­то за тридевять земель играют и Пеле, и Гарринча, и «Кайзер Франц», но видели их по телевизору дай бог раз в четыре года. Поэтому у «старичков» не являлось чем­то особенным показать, как делается тот или иной элемент, а молодые не стеснялись об этом просить. Тут­то и становится понятным, почему Борис Анатольевич пришелся ко двору всем без исключения главным тренерам «Шинника».

Дело в том, что главный тренер работает с КОМАНДОЙ. А старший готовит для нее ИГРОКОВ. То есть шлифует их технику, обеспечивает футболистам функционально­двигательную базу (чтобы эта техника вкладывалась в крепкие руки­ноги и прочие части тела), показывает, как и что нужно делать, чтобы получалось правильно... Все эти вещи на схеме демонстрировать затруднительно (особенно когда дело касается техники) и поэтому они передаются по старинному принципу, принятому еще в античных армиях: «Делай, как я!». Так вот, в свои пятьдесят пять Борис Анатольевич вполне в состоянии озадачить своих подопечных демонстрацией таких элементов, что далеко не все его подопечные способны повторить их с первого раза.

Шлифовка (не только в спорте) – дело кропотливое, требующее одновременно твердой руки и недюжинного терпения. Всеми этими качествами главный персонаж будущей книги рекордов нашего клуба оделен сверх меры. Что, впрочем, не означает, будто его невозможно вывести из себя. Надо только знать как... Для того, чтобы это случилось, футболист должен продемонстрировать, что он: а) не понимает элементарных футбольных вещей и б) понять их в ближайшем будущем даже и не попытается. Вот тут­то у него и появится шанс нарваться на крепкое тренерское слово. По­скольку, по мнению Бориса Анатольевича, без умения от игры в футбол трудно получить удовольствие. А без удовольствия – зачем играть и как тренироваться? Для человека, отдавшего клубу несколько десятков лет и даже не представлявшего, что за футбол можно получать день­ги, сравнимые с оборотами средней руки предприятия, подобный подход футболиста к главному делу своей жизни кажется просто диким. С другой стороны, терпение Гаврилова почти безгранично – и футболист, если он не совсем пропащий, обязательно уйдет от него, обогатившийся новыми знаниями и умениями.

Талант тренера – только одна составляющая многогранного дарования юбиляра (пятьдесят пятый день рождения он отметит 12 марта). Другая, не менее важная, – житейская мудрость и, как говорят сегодня, корпоративная идея. Борис Анатольевич является одним из главных хранителей традиций клуба. И далеко не случайно «Шинник», при современной тенденции футболистов менять по два клуба за сезон, годами умудрялся сохранять рисунок игры. Как показывает опыт нашего старшего тренера, именно это, а отнюдь не наличие залетных «звезд» в составе команды, обеспечивало приток на стадион по двадцать тысяч человек. И в те годы, когда Борис Гаврилов был одним из лидеров команды, и в лучшие сезоны нынешнего века, когда Борис Анатольевич уже входил в тренерский штаб команды. Или, например, мало кто задумывается, почему в «звездные» сезоны «Шинника» краеугольным камнем в фундаменте его игры были умелые действия полузащитников, их универсализм и техника.

Пятьдесят пять лет – возраст, в котором раскрылись таланты многих полководцев. И не случайно свой юбилей Борис Анатольевич встречает в походных условиях – на очередном сборе «Шинника» в Португалии. А отметить его желает, наверное, победами своих новых подопечных. А какой же тренер не мечтает о пьедестале в год своего юбилея?