Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 23 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/783/

Летающий водолаз

рубрика: Спорт
Автор: Марина МОРОЗОВА

Расщедрилась нынче осень, подарив рыбинским летчикам затяжной сезон. Пока не накатили дожди и метели, пока морозец не зачеканил взлетную полосу, аэродром «Южный» на все сто использовал разрешенное для учебно-тренировочных полетов окно с 11 до 16 часов.


На вооружении Рыбинского аэроклуба пять самолетов – Як-52, Як-55, Як-18-Т, Ан-26 и маленький И-1Л «Леший» самодельной сборки. Из них на приколе стоит лишь мастерский «пятьдесят пятый». Его хозяин летчик-инструктор Сергей Шабалков, любимец аэроклуба, да и всего города, бесстрашный виртуоз высшего пилотажа, этим летом погиб в автокатастрофе. Именно Сергей начал подготовку единственного в Ярославской области выступающего летчика-спортсмена Ясави Хазипова. Его первые серьезные соревнования – чемпионат ЦФО по высшему пилотажу. И сразу второе место!

На чемпионат России в Калугу в последних числах августа Ясави полетел уже без тренера. Но шабалков-ская школа свое взяла. В самой массовой – третьей лиге среди сорока двух российских спортсменов ярославский летчик показал пятый результат. Там судьба свела его с Валентиной Дрокиной, легендой отечественной спортивной авиации, которая работает со сборной России. И вот почти два месяца Валентина Николаевна тренирует Ясави в небе над Рыбинском.

ЛЕГЕНДА СПОРТИВНОЙ АВИАЦИИ

Терпеливо жду, когда Як52 отлетает получасовую «зону» и завершится таинство очередного разбора полетов.

«Ученик подходящий!» – улыбается Валентина Дрокина. Тренер Ясави – четырехкратная абсолютная чемпионка СССР, десятикратная чемпионка России по высшему пилотажу, чемпионка Европы и мира в командном зачете, заслуженный мастер спорта. Летает уже тридцать лет на всех четырнадцати типах российских спортивных самолетов, в активе летчицы – более трех тысяч часов, проведенных за штурвалом. Рядом с ней солидный, с седеющими висками Ясави Тагирович чувствует себя мальчишкой и невероятно счастлив, что летает под ее руководством.

ИЗ ВОДЫ В НЕБО

Всего три года назад, когда было ему 48, он решил, что будет летать. А до этого главной стихией была вода. Ясави отслужил срочную службу в Северном флоте на подводной лодке в Мурманске, девять тысяч часов провел под водой. Имеет международный сертификат водолаза, работал и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Впрочем, неба тоже «попробовал» – еще в семидесятых в Ярославле совершил 35 прыжков с парашютом. Да так и осталось оно в душе подводника, не давая покоя.

Потом в Казанской летной школе он закончил ускоренные курсы. И даже купил себе легкий самолет А-22, который весил всего 280 килограммов. Однажды, перелетая из Казани в Ярославль, запросил посадку на Кстовском аэродроме. И с удивлением для себя узнал о Рыбинском аэроклубе, который активно работал, хотя по всей стране закрывались другие, куда более мощные клубы.

Вот так в пятьдесят с хвостиком он впервые сел за штурвал спортивного Як-52 и налетал уже за сотню часов. Его собственный четырех-местный Як-18 арендует и активно эксплуатирует сегодня Рыбинский аэроклуб.

Сейчас Тагирыч – так зовут его на аэродроме – под руководством Валентины Дрокиной готовится к чемпионату России, который состоится в июне 2006 года в Нижнем Новгороде. Ясави будет выступать уже не в третьей, а во второй лиге.

В программе подготовки – сложнейшие элементы выс-шего пилотажа, среди которых – петля со вписанным штопором, различные «штопора», вертикальные фигуры с вращениями, обратный полет – вверх колесами. Упражнения в обратном пилотаже самые трудные. Все эти выкрутасы важно выполнить в очень ограниченном небесном пространстве – в кубе со стороной в один километр.

А еще раньше, весной 2006 года, пройдет открытый чемпионат Татарстана, где Тагирыч обязательно будет летать. Заветная мечта – вместе с российской сборной попасть в ЮАР на сборы и на чемпионат мира и выступить на Як52. А там – первая и высшая лиги, чтобы попасть туда, нужно освоить Як-55 – мастерскую одноместную машину, которая пока стоит на приколе. Требуется капитальный ремонт двигателя. «Деньги найдем», – говорит Ясави.

ТРИ ЧЕМПИОНСКИХ «ЗОЛОТА» ПОДРЯД

– Побольше бы нам таких учеников. Авиационные клубы в стране бедствуют, а он сам оплачивает свое обучение, сам покупает бензин и платит за работу членам клуба, – рассказывает Валентина Дрокина. Все успехи Рыбин-ского аэроклуба – исключительно «за свой счет». Самолетный парк – почти сплошь «дедушки» российской авиации, которым многократно продлен летный ресурс. Но бесконечно это делать невозможно. На пилотаже ресурс сокращается в четыре раза. А купить новый самолет – это не под силу рыбинцам. Рассчитывать на поддержку федерации бесполезно. Недавно по центральным каналам ТВ прошел сюжет о том, что закрывается знаменитая эскадрилья «Русь», виртуозов которой ярославцы видели на Дне города.

– Результаты сборной России потрясающие, – считает Валентина Дрокина. – В этом году сборная по высшему пилотажу уже в третий раз подряд стала чемпионом мира. Ни одной стране за всю историю чемпионатов по высшему пилотажу такое еще не удавалось. Команда, кроме того, три раза подряд становилась чемпионом Европы. Но проблем более чем достаточно. И это в первую очередь отношение правительства, государ-ства к нашему виду спорта, непонимание того, что это престиж России как авиационной державы. Все стоит больших денег – и техника, и горючее, и подготовка каждого спортсмена. Я об этом много писала в авиационных журналах. Но, к сожалению, воз и ныне там. Раскрученность игровых видов спорта, того же футбола и прочих, которые «болтаются» в третьей десятке, гораздо сильней. Парадокс, но в тридцатые – сороковые годы был всеобщий клич и всенародная любовь к авиации, в нищей, полуголодной стране находились деньги на ее развитие. А сейчас не хватает...

Ясави и его тренер спешат к самолету: «за бортом» – плюс пять, двигатель остывает быстро. Вслед за Як-52 в «камуфляжной» раскраске взлетает и наш белоснежный «восемнадцатый». Набираем нужную высоту, и сзади, по-явившись из солнечного круга, нас виртуозно догоняет «пятьдесят второй» и несколько минут летит всего в тридцати метрах, словно зависнув на тросе. Дух захватывает! Вспоминаю про фотоаппарат. Когда заканчиваю съемку, сидящий рядом за штурвалом Евгений Самсонов, летчик рыбинской авиакомпании НПО «Сатурн», отдает по рации коман-ду, и Ясави, положив самолет в резкий крен, уходит в сторону, чтобы, набрав высоту, продолжать тренировочную «зону».

БАБА ЯГА НА МЕТЛЕ

Когда в воздушном пространстве над аэродромом перерыв для самолетов, в воздух поднимаются дельталеты: в Рыбинск с удовольст-вием приезжают спортсмены из ярославского спортивно-технического клуба сверхлегкой авиации «Поляра» Владимир Горшков и Александр Дунаев, он же президент областной федерации, летающий уже более двадцати лет.

Вместе с ними работает в небе и рыбинский инженер, авиамоделист Валерий Горбачев. Свои дельталеты, или дель-тапланы с моторчиками, они построили сами. Но в Ярославле нет подходящего аэродрома, взлетная полоса в Карачихе давно превратилась в болотистое пастбище. «А здесь, в Рыбинске, есть не только все условия для полетов, но и отличный аэроклуб, в котором нас охотно принимают, тут мы получаем необходимую помощь и поддерж-ку». Пока на вооружении областной федерации всего семь крылатых машин, владельцы которых серьезно занимаются полетами. Но Александр уверен, что скоро в небе над Рыбинском будут проходить соревнования спортсменов-дельтапланеристов.

Расспрашиваю, каково подниматься в небо на дель-талете. Говорят, ощущение в полете такое же, как у Бабы Яги на метле. Предлагают попробовать самой. Надеваю шлем, кожаные перчатки, ребята пристегивают меня к сиденью на «втором этаже» сзади Александра. Воздушный поток несет нас над маленькими домиками и прямоугольниками полей. В руках пилота – рампа управления – горизонтальная металлическая трубка, соединенная с крылом. Смещая центр тяжести летательного аппарата относительно крыла, пилот разворачивает его. Обзор великолепный. Хорошая машина – со скоростью шестьдесят километров в час можно летать без посадки два-три часа.

На земле едва успеваю снять шлем, ребята кричат: «Тебя «Леший» ждет!» И снова взмываем в небо с Евгением Самсоновым. Полет маленького «лешака» в небе на редкость плавный, далекая земля – прямо под ногами. Сколько своих выходных по-святили ему летчики, инженеры, механики аэроклуба, колдуя над сборкой и наладкой! После посадки Женя поздравляет. Оказалось, это был первый испытательный полет «Лешего» с пассажиром.

Вот такой у нас выдался «день авиации». Самолеты встанут на прикол, золотые руки технического персонала аэродрома займутся их ремонтом. Впереди у учебно-тренировочной авиации Рыбинского аэроклуба большая работа. Как сообщил начальник аэроклуба Виктор Веселов, набрана учебная группа из нынешних студентов Рыбинской авиационно-технологической академии, которая уже приступила к теоретическим занятиям. Подготовку десяти будущих летчиков финансирует НПО «Сатурн».