Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 23 июня 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/4/8585/
рубрика: Спорт
Автор: Рубрику ведет кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ
По страницам старых газет
В начале прошлого века на Верхней Волге была жесткая конкуренция между владельцами пароходных компаний. Свои услуги ярославцам предлагали сразу несколько пароходных обществ: «Самолет», «Надежда», «М.К. Кашиной», «Общество по Волге» и при этом каждая пароходная компания имела в Ярославле собственную пристань.
Стало быть, надо искать другой выход, тем более что вся тяжесть дороговизны жидкого топлива ложится главным образом не на пароходные компании, а на население и промышленность, так как такса на провоз грузов и пассажирские билеты прогрессирует вместе с ценой нефтяных продуктов.
Цель господ Нобеля и Ротшильда (товарищество «Мазут») слишком ясна: они хотят монополизировать грузовое и пассажирское движение по всей Волге. По крайней мере, «Общество пароходства по Волге» – крупная пароходная компания, раскидывает свои сети дальше и дальше по Волге.
Если мы обратим внимание, что одним из директоров правления «Общества по Волге» состоит господин Поляк, и он же является крупным акционером общества «Мазут», то игра станет ясна.
Умело составленные цены на жидкое топливо не дают возможности работать мелкому пароходчику и устраняют конкуренцию.
Цена крупной партии нефти в Астрахани 36 копеек за пуд. Провоз ее в любой пункт колеблется от 4 до 7 копеек за пуд. Между тем, цена нефти в верховьях Волги 48 – 50 копеек и доставляется она туда на пароходах тех же господ нефтепромышленников. То же самое происходит и с керосином. Эти крупные товары уже изъяты из грузов других пароходчиков.
Кроме того, целая флотилия пароходов, судов, барж Нобеля общества «Мазут» и «Общества по Волге» последнее время еще конкурируют в перевозке грузов и пассажиров. Но какая тут может быть конкуренция – видно даже непосвященному в закулисную сторону дела.
Пароход, придя в Нижний в урочное время, отправился для приемки груза на противоположную сторону Волги – против Нижнего, в среду, 20 июня.
Приняв на барже груз в количестве 9000 пудов, пароход «Гражданка», желая обойти мели, дал задний ход. Штормовой ветер прибил пароход к берегу, и он стал на мель, врезавшись всем корпусом на два фута в песок.
Для снятия «Гражданки» с мели прибыл маленький пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Ласточка». Но все его усилия остались тщетными.
После продолжительной стоянки против Нижнего Новгорода (около пяти с половиной часов) пароход был снят с мели буксирным пароходом «Кострома». Пароход «Гражданка» прибыл в Ярославль в половине второго ночи вместо 9.30. вечера.
Карманник успел скрыться незамеченным. Несчастная Ш. осталась без копейки денег и с плачем заявила, что ей теперь и чаю даже напиться не на что. Совершаются часто подобные безобразия, несмотря на постоянное присутствие на пристанях как речной, так и городской полиции.
Необходимость в такой столовой представлялась уже давно, и если в новой столовой хорошо будет поставлено дело, рабочие биржевому комитету скажут спасибо, потому что в частных чайных и трактирах на Волге и за рекой Черемухой рабочих кормят какимито отбросами. За гривенник дают «купоросные» щи, в которых мясо издает трупный запах, а мухи попадаются десятками.
Не мешало бы биржевому комитету позаботиться об устройстве на той же Волге для рабочих дешевых бань, потому что в городские бани с судов ходить далеко, а баня рабочему человеку необходима. Устройство бань на Волге вызовет небольшие расходы, которые окупятся очень скоро.
Наконец, в последнее время бюро пароходо– и судовладельцев постановило упаковывать тюки весом не более 6 – 8 пудов, о чем и довело до сведения всех заинтересованных в этом лиц.
Номера «Северной газеты» предоставлены ГАЯО.