Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 01 октября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/10/

Ярославский моторный здесь и везде

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

«Ярославский след» обнаружен во многих регионах страны и ближнего зарубежья.Директор музея истории моторного завода Ксения Борисовна Касич нашла в архивах документы, свидетельствующие о том, что в течение нескольких десятилетий ЯМЗ не только двигал вперед отечественную автомобильную промышленность, но и занимался многими другими весьма внушительными делами в экономической сфере.


В середине 50-х годов 108 человек были направлены с завода на освоение целинных и залежных земель – каменщики, водители автомобилей, кузнец, токари, электросварщики. Возраст в основном 22 – 23 года.

Тогда же завод выделил 13 квалифицированных специалистов на строительство Куйбышевской ГЭС. Не в командировку – насовсем.

В 1956 году 15 человек отправились по комсомольским путевкам на строительство железной дороги в Коми АССР. В большинстве девушки, по-видимому, им предстояло стать разнорабочими.

Мужчинам, прошедшим заводскую закалку, напротив, выпало руководить. Мастер Алексей Афонин, наладчик Павел Карпов, начальник пролета Николай Козлов, старший нормировщик Роман Невский, слесарь Дмитрий Пономарев и зам-начальника бюро Андрей Работнов получили предложение помочь ярославскому селу и в одночасье превратились в председателей колхозов.

В 1950-е завод, напомним, еще был не моторным, а автомобильным. В 1958 – 1959 годах производство грузовиков с медведем на радиаторе передали в город Кременчуг, а вместе с ним согласились перевестись работать на Украину около сотни ярославцев, в архиве обнаружен список 64 из них. Они прожили в Кременчуге по нескольку лет, помогли заводу встать на ноги, наладить выпуск машин, после чего некоторые из них вернулись и еще не один год трудились на родном моторном.

А потом случилось землетрясение в Ташкенте. Беду переживала вся страна, на восстановление лежавшего в руинах города с Ярославского моторного уехали десять человек.

Отдельная пачка документов, сохранившихся в архиве, связана с ВАЗом. Сначала ехали в будущий город Тольятти на строительство завода. Чуть позже переводом отправились обживать новенькие цеха и новейшее по тем временам оборудование наладчики, токари, автоматчики, другие рабочие и специалисты. К выпуску первых автомобилей ВАЗ в общей сложности причастны 164 наших моторостроителя.

На Ярославском моторном разрабатывались двигатели для КамАЗа и Тутаева, в период становления этих предприятий ЯМЗ подпитывал кадрами и их.

Документы, оставшиеся как память о тех временах, станут частью новой экспозиции, ее музей готовит к 90-летию Ярославского моторного, которое будет отмечаться в будущем году.