Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 06 октября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/10001/

В Соти запахло осетриной

рубрика: Общество
Автор: Валерий ПРОХОРОВ

С рыбзавода в Чёрной Заводи, что в Некрасовском районе, перед отъездом позвонили в редакцию и попросили ожидать у подъезда «в полной боевой готовности», чтобы, не теряя времени, сразу же отправиться в путь. Когда «уазик» уже был на территории Кировского района, мы с фотокором Анной Соловьёвой, словно по тревоге, быстро спустились вниз.


Через пять минут – были в салоне машины. Там уже находились специалист по связям с общественностью управления «Россельхознадзора» по Ярославской области Наталья Тимина, специалист-ихтиолог Светлана Мудрова, а за рулём был директор рыбзавода Фёдор Максимов.

– Мы почему так торопимся, ведь они (Мудрова кивнула на пластмассовый зелёного цвета контейнер с сеголетками, куда насосом непрерывно подавался воздух), могут и не дожить до момента их переселения в «свободное плавание».

После развилки в Яковлевском машина взяла курс на Любим, где возле деревни Глазово из контейнера 2,5 тысячи четырёхмесячных стерлядок в течение шести секунд должны нырнуть в реку Соть.

Чёрнозаводской рыбзавод находится в ведении ФГУ «Верх-неволжскрыбвод» федерального агентства по рыбоводству. Вот уже третий год агентством устанавливается план по выпуску в реки ценных видов рыбы, примерно в количестве 50 тысяч штук в год. Для Ярославской области это осетровые. В 2005 году было выпущено 50700 штук, столько же в прошлом году. Рыбоводы пока затрудняются назвать окончательную цифру на этот год, поскольку полностью пруды в Чёрной Заводи ещё не обловлены. В 2005 году юные осетры были отпущены на «вольные хлеба» в Горьковское водохранилище в районе Ульковского острова, а также в реку Чёрную, озеро Чистое,.. в ту же Соть.

– Рыбоводные пруды находятся в Чёрной Заводи, где имеется здание администрации завода, рыбоводные цеха под крышей и выростные пруды под открытым небом, – говорит Светлана Мудрова. – Имеется маточное стадо (производителей) стерляди. Весной производится отбор икры, которая оплодотворяется, инъецируется, с помощью специальных приёмов достигается ускорение созревания игры, молоки.

– То есть взрослую рыбу, находящуюся в маточном стаде, как бы выдаивают, словно корову?

– Можно и так сказать. Как и корова, рыба после дойки отсаживается, остаётся жить до будущего года, а там процесс повторяется.

– Велики ли стерлядки, которые находятся в контейнере, который мы сопровождаем до конечной остановки на Соть?

– Каждая «ростом» примерно сантиметров двадцать. А ведь ещё в мае стерлядки только-только проклюнулись из икринок в виде личинок, которых мы пересадили затем в установку замкнутого цикла – в так называемые теплотроны, то есть пластиковые бассейны с постоянно циркулирующей водой. Затем личинки превращаются в мальков, малышей интенсивно подкармливают.

– Помню, в 70-е годы на рыбоводных прудах в Варегове рыбу кормили с лодок комбикормом, так за кормой вода кипела от сотен плавников. У кормачей были даже берданки, время от времени они постреливали и тем самым отпугивали чаек.

– У нас на Чёрной Заводи нет ни кормачей в лодках, ни берданок, а в качестве пищи мы даём рыбам комбикорм, который сбрасываем с берегов довольно узких прудов, занимающих в общей сложности около гектара.

Кстати, подрастающая стерлядь, принимая пищу из рук человека, в то же время и сама себя кормит, добывая донных беспозвоночных, мотыля. Водоёмы подбирают для новоселья осетровых ни какие попало. Они должны быть сравнительно чистыми, более спокойными, менее посещаемыми «дикими» отдыхающими, рыбаками, профессиональными браконьерами... К примеру, река Чёрная малообитаема. Стерлядь, кстати, после запуска в водоёмы, далеко не уходит от места заселенья. Рыбаки об этом знают и кучкуются вблизи точки сброса рыбы из контейнеров. Забегая вперёд, скажем, что задолго до нашего приезда возле места спуска осетров из контейнера, по Соти уже деловито шныряли моторки, а в прибрежных кустах капитально обосновались рыбаки, каким-то образом пронюхавшие про место и время спуска в воду подросшей рыбёшки.

«Уазик» наш сдаёт задом к берегу, упирается в деревянную балку, положенную у самой кромки воды, чтобы удержать машину на берегу, и директор рыбзавода Фёдор Максимов привычным движением совершает предпусковой ритуал: надевает полиэтиленовый рукав на «выхлопную трубу» контейнера с рыбой, открывает задвижку, и 2500 осетров через несколько мгновений ныряют в Соть. Многие из них всплывают вверх пузом, и здесь надо не зевать. Светлана Мудрова и директор выхватывают квёлую рыбёшку из воды, быстро массируют тельца стерлядок и они словно «по-щучьему веленью» оживают, упруго виляют хвостом и уходят на глубину.

Процентов 50 из числа рыб-мигрантов не доживают обычно до преклонного возраста. Одни попадают на острый зубок щукам, других отлавливают алчные рыбаки, которым, кстати, не мешает знать, что попавших на крючок стерлядок надо обязательно отпускать. Ведь осётр – житель Красной книги. Стерлядь, повинуясь выработанному за тысячелетия в этих особях инстинкту, стремится попасть по Волге в Астрахань и далее в воды Каспия. Однако редкая рыбка доплывёт до южного моря. Вообще Волги как таковой уже не существует, река – это кусочки речной глади в виде систем водохранилищ, таких как Рыбинское, Горьковское. Постепенно течение замедляется, русло заиливается, сходит на нет «проточность», а главная водная артерия России превращается по сути дела в болото.

Сама же деликатесная рыба, плывущая по водной ленте, разделённой плотинами, гарантированно гибнет в железных зубах-лопастях энергетических монстров.

Это только на первый взгляд мероприятие по спуску стерляди носит стихийный, бесконтрольный характер. На самом деле процесс этот регулируется и тщательно контролируется. Перед выпуском руководитель рыбоводного предприятия издаёт приказ, утверждающий состав комиссии по приёмке рыбоводной продукции, которая и оценивает, как сработал завод за предыдущий период.

В состав комиссии входят по традиции представители «отпускающей» организации, в данном случае директор завода Чёрной Заводи, представитель ФГУ «Верхневолжскрыбвод», посланец местных органов власти – на этот раз из администрации Некрасовского района, представитель науки (из института биологии внутренних вод в Борке) и, наконец, член комиссии, представляющий «Россельхознадзор» по Ярославской области, то есть наша собеседница и консультант в ходе этой командировки – выпускница факультета биологии и экологии Ярослав-ского государственного университета Светлана Мудрова.

В Ярославль в этот день возвращались уже к вечеру и налегке. До конца октября очередная партия осетров будет переселена из Некрасовского района, возможно, вновь в Любим-ский.