Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 23 октября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/10203/

Каменные джунгли стали рекламными

рубрика: Общество
Автор: Надежда ШЕСТЕРИНА

Я живу в доме, на торце которого его создатели символически изобразили один из символов своего времени – крейсер «Аврора». Так и объясняю знакомым, которых приглашаю в гости: улица такая­то, дом с крейсером «Аврора» – не перепутаете. А кому­то, возможно, приходится давать друзьям такой адрес: Московский проспект, дом с рекламой магазина: длинные женские ноги и между ними – крокодил на поводке. Одним наружная реклама на домах помогает, других возмущает, но проблемы, которые она создаёт, остаются нерешёнными.


– Безобразная и неграмотная реклама негативно действует на горожан, – считает Наталья Сергеевна Землянская, историк и краевед. – Обилие наружной рекламы в центре города – это очень важная проб­лема для исторического Ярос­лавля. Для тех, кто занимается установкой всех этих щитов и вывесок, должны существовать строгие правила, нарушать которые нельзя.

Особенно страдает от рекламной нагрузки улица Свободы – здесь некоторые старинные дома, увешанные пёстрыми вывесками, напоминают уже не красивые памятники эпохи, а увеличенные в размерах доски объявлений. Из окон «Дома Бахуса» (это, между прочим, памятник архитектуры) тупо таращатся на мир винные бочки и гигантские гроздья винограда (верхний снимок), из окон супермаркета «Вкусный мир» – тривиальные кочаны капусты, хлеб, рыба... Наглухо затянутые окна любому дому придают безжизненный и безрадостный вид.

– Рекламные вставки вмес­то стёкол в окнах – это вообще безобразие, – вздыхает Наталья Сергеевна. – Вставки закрывают наличники, и от этого меняется и облик здания, и весь смысл постройки. До революции, между прочим, очень тщательно следили за внешним видом города и не позволяли рекламу, которая не соответствует по стилю облику дома. Не разрешали даже делать вход со ступеньками, если они вылезали на тротуар. Сейчас все думают, что если архитектура что­то предписывает, то это нарушение личных прав, прав частника. Но если ты живёшь в обществе, то будь добр соответствовать определённым требованиям! К тому же улицы нашего города должны производить впечатление на туристов, а для этого они обязаны быть красивыми, чистыми и свободными от рекламы.

«Научите деньги работать на вас!» – этот огромный девиз украшает собой дом из красного кирпича на улице Свободы, где не только находится казино «Старый замок», но и живут мирные граждане. Здание через дорогу покрыто строительными лесами, а леса затянуты огромным плакатом: девушка с кокетливо заголёнными ножками в коротком «долматиновом» халатике переговаривается по телефону с молодым человеком жизнерадостно офисного вида. Может, это смотрелось бы неплохо в какой­нибудь витрине, но масштабность изображения на фоне остальных элементов убранства улицы просто режет глаз. Реклама «поселилась» и на жилых домах в других районах. Вряд ли кто­то спрашивает мнения жильцов – хочется ли им, чтобы весь торец дома занимала реклама услуг банка, оператора сотовой связи или магазина модной одежды.

– Обилие рекламы в центре – это архиплохо, – сокрушается заместитель директора департамента культуры и туризма Юрий Иосифович Аврутов. – Огромные рекламные щиты и флаги на улицах Свободы и Большой Октябрьской загораживают все красивые видовые точки города. Перебита вся перспектива, смещены акценты. Почти вся реклама – тяжёлая, абсолютно не учитывающая стиль домов, общий стиль улицы. Ту рекламу, которую приносят нам на согласование, мы пытаемся как­то доработать, что­то посоветовать. Но, к сожалению, с нами советуются не всегда и устанавливают что хотят, как хотят и где хотят. Мы имеем право подать в суд на таких нарушителей – и подаём. Но, к сожалению, не существует пока никаких чётких нормативов по поводу размещения рекламы и размеров щитов. Я считаю, что обязательно должна быть разработана концепция. Нужно выделить в городе специальные места для рекламы и те места, где её ни в коем случае устанавливать нельзя. Ввести фиксированные стандарты для растяжек, определить видовые точки, которые нельзя закрывать. Реклама в окнах мне тоже не нравится. Все эти картинки с бутылками и одеждой сводят на нет всю красоту памятника архитектуры. По сравнению со всем этим реклама на строительных лесах – мелочь, потому что её всё равно уберут.

Раньше, в советское время, в городе был главный художник, который должен был следить за сохранением общей стилистики улиц. Теперь же его функции переданы в управление городского дизайна и рекламы мэрии Ярославля.

– Вопрос о наружной рекламе нельзя трактовать однозначно, – осторожно замечает заместитель начальника управления Александр Корнеев. – Здесь расходятся взгляды разных групп населения. Я не могу принять ничью сторону, ко всем отношусь с уважением и пониманием. Между прочим, наши социологические опросы показывают, что далеко не всех раздражает реклама в центре города – молодёжь принимает её как данность, а в людях более старшего возраста говорит ностальгия по прежним временам. Кстати, в эти прежние времена все вопросы, связанные с наружной рекламой, решал один руководитель. Современный свод законов о рекламе выводит на арену других действующих лиц – частного собственника и представителей коллективной муниципальной собственности.

Тем не менее Александр Николаевич считает, что выход есть и с засильем рекламы можно как­то бороться.

– Чтобы количество рекламы было оптимальным, его нужно планировать по результатам конкурсов, чтобы из разных вариантов мы могли выбрать наиболее подходящий и согласовать во всех необходимых инстанциях. Пока что такой системы планирования нет, потому что не разработаны соответствующие нормативы. Но над ними уже работают. А насчёт рекламы на строительных лесах – тут экономические возможности Ярославля несопоставимы с Москвой и Петербургом. В столицах на лесах изображают, как должно будет выглядеть здание после реставрации, но для наших ярославских предпринимателей это пока что слишком дорогое удовольствие.

То есть надо полагать: в ближайшем будущем количество рекламы в центре, да и вообще в городе, заметно не уменьшится. А ведь реклама – это то, что отражает сознание общества и формирует всеобщий вкус. Какие вкусы может в нас сформировать огромный «агитплакат», утверждающий, что главная ценность в жизни – пышнотелая блондинка и офис как среда обитания?