Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 27 октября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/10275/

Не бывает для джипера бездорожья

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Автомобилисты делятся на нормальных и джиперов, от понятного всем слова «джип». По случаю завтрашнего праздника наш корреспондент попил чайку в ярославском клубе водителей внедорожников «ЯрД 4х4».


Повод повидаться был у них особый и, скорее, деловой, чем праздничный: в конце сезона летних отпусков ездили в экспедицию на берег Северного Ледовитого океана, а теперь собрались, чтобы подвести итоги. В путь отправились тремя машинами, все отечественных марок: два УАЗа и один «Соболь». Состав экспедиции: ярославские предприниматели Виктор Баранов, Валентин Лапин с супругой Людмилой (педагогом центра анимации «Перспектива»), инженер Александр Солдатов и один рыбинец – строитель Михаил Воронин. Марш­рут: через Вологду по Карелии и Кольской тундре к самой северной точке европейской России – мысу Немецкий на полуострове Рыбачий. Всего – четыре с половиной тысячи километров!

«Старший по походу», как представился один из основателей клуба Ростислав Афанасьев, – при всей своей молодости человек серьёзный хотя бы по роду основного занятия. Он эксперт­оценщик, и главные экспедиционные цели назвал по пунктам. Все они достигнуты, и с превышением. На надувной лодке сплавали на Большой Аникиев остров в Баренцевом море к памятному знаку русских мореходов. В местах боёв Великой Отечественной посмотрели и пометили на карте так и неубранную оттуда боевую технику, нашли, помимо всего прочего, остатки сбитого самолёта, предположительно, грозного штурмовика ИЛ­2. В непроходимой Лобозёрской тундре разведали и проторили две новые дороги.

О том, как всё было, маститый землепроходец и мореман Валентин Лапин, чьё первое знакомство с Северным Ледовитым состоялось ещё два года назад, снял фильм под названием «За тридевять земель». На его премьере джиперы и устроили в кинозале «Перс­пективы» клубные посиделки. На пару часов вернулись в лето красное. Вспомнили, как маневрировали по бровке между каменистыми пустошами и непролазной болотиной, как однажды лопнула рессора. Замену ей нашли в давно опустевшем воинском посёлке, «одолжив» важную запчасть у брошенного на произвол судьбы грузовика.

На тех вековых вымочках шли в ход лебёдки и домкраты, штурманская сноровка, житейская смекалка и бодрящий юмор, а главное – немеряная подъёмная сила клубного кодекса чести. Со слов Афанасьева, его основная заповедь звучит примерно так: если вы пытаетесь проехать там, где сделать этого нельзя, и вы, естественно, застряли, но при этом не растерялись, а наоборот, вытаскивая машину, получили несказанный кайф, то вы­то и есть настоящий джипер.

Зачем решили почти тем же составом ещё раз прокатиться в гости к океану, кто­то из них на премьере вполне доходчиво объяснил так:

– Два года назад была у нас разведка и прикидка, только души разбередили.

Теперь вот приводили их в норму, поднимаясь на верхотуру скалистого капища «Два брата» – про это чудо природы они раньше только в книжках читали. Снимались на память у «святых гурий» – валунов­оберегов. Наши дальние предки ими помечали границы ойкумены, своего жизненного пространства. Один из камней подал весть из XVIII века – «автографом» купцов­мореходов Савиных.

В местах боёв второй мировой вспомнили хорошую старую песню «Прощайте, скалис­тые горы». Проехались там по дороге, проложенной у самой воды немцами. Заглянули в пустые оконницы то ли их казармы, то ли комендатуры, добротно сложенной из дикого камня. В расщелине у подножия сопки нашли ржавый... отопительный радиатор. Воевали незваные гости с комфортом, в тёплых окопах!

После премьеры обсудили планы на осень. Это простому автомобилисту она прибавляет головной боли. Для водителя внедорожника распутица – благодать Господня. Клуб готовится упрочить новую традицию – заездов из серии «Дуб­трофи», что означает соревнования по тяжёлому бездорожью. Первая же часть неологизма – производное от слова «Дубки». Именно там, недалеко от дачи одного из клубников, год назад устроили они пробное ристалище по непроходимой грязюке. Первым номером пришёл к финишу уже знакомый нам по экспедиции к океану Александр Солдатов. Где самому медленному водителю на преодоление нештатных ситуаций потребовалось часов шесть, солдатовский УАЗ затратил всего час.

«Тяжёлое бездорожье», – куда тяжелее дубковского, отыскали они заранее, на сей раз в Гаврилов­Ямском районе. Уверены, есть в том сермяжная правда – доказать и автомобилистам, и пешеходам: нет и быть не может в «стране ямщика» такого бездорожья, по которому настоящий джипер не мог бы ударить мотопробегом.