Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 14 декабря 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/1093/

«Ирбис» соединил берега

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

С левого берега Волги донесся гул, будто бы запустили авиационный двигатель, и стоявшая на пляже странного вида машина вдруг легко развернулась вокруг оси, взметнув из-под днища талое снежное крошево. Тяжелое на вид судно с быстротой молнии заскользило над тонким льдом и через 40 секунд уже опустилось рядом с нами на правом берегу. Из белой кабины с надписью на борту «Аэроход «Ирбис» стали выходить пассажиры.


Женщина с двумя малышками спустилась по короткому деревянному трапу:

– Вот это здорово! Просто удовольствие прокатиться. Одна я еще рискнула бы идти пешком через реку, хотя и страшно, лед не окреп, трещит под ногами. А с дочками ни за что бы не отважилась. А так – и быстро, и недорого.

– Всего тридцатку берут с берега на берег, – добавил пожилой мужчина. – Как в ноябре теплоход «Заря» ушел с переправы, морока была. На автобусе через Ярославль ездили почти полтора часа в тесноте и 110 рублей туда – обратно на билеты.

Новая переправа на транспортном судне на воздушной подушке «Ирбис» для Тутаева с конца навигации до ледостава – настоящее спасение. Десяти­местный катер с мягкими удобными сиденьями бегает от берега к берегу с утра до позднего вечера, как челнок, практически беспрерывно. Владельцы левобережного колокольного завода братья Шуваловы приобрели новенький «Ирбис» – детище московского ЦКБ «Нептун» еще в апреле, чтобы возить через Волгу своих рабочих. А как закончилась навигация, пошла по реке шуга и самые отчаянные лодочники ушли с переправы, предприниматели решили, что и сами заработают, и земляков выручат, если катер станет возить всех круглый день без простоя.

– Утром на работу, вечером с работы, у меня от пассажиров отбоя нет, – говорит капитан аэрохода Леонид Песцов. – Скорость у катера по льду больше 60 километров в час. Днем, конечно, спрос на перевозки спадает. Но я и одного – двух пассажиров отвезу. Ведь вся переправа – минута с посадкой и высадкой.

– А лед будет крепкий, найдутся пассажиры?

– Я думаю, все равно захотят прокатиться, и сейчас иногда ездят просто, чтобы детей покатать.

Леонид Львович – опытный речник, судоводитель маломерного флота. Говорит, что новый катер очень легкий в управлении и абсолютно безопасный. «Ирбис» может летать не только над водой и льдом, но и по пологим берегам, болотам, битому льду. А специалисты МЧС говорят, что по эффективности спасательных операций на воде, и особенно в ледовых условиях, он не уступает вертолетам. Начальник отдела ГО и ЧС администрации Тутаевского округа Николай Крылов за безопасность на переправе с «Ирбисом» спокоен.

Пока мы стояли на берегу, с десяток смельчаков-подростков и взрослых, вопреки запретам, пошли на тот берег пешком по почти прозрачному льду. Пока катер здесь, случись кто провалится, «Ирбис» может спасти.

Минуты две прошло, и в кабине аэрохода набрались новые пассажиры. Мощные потоки воздуха под днищем приподняли судно над берегом, заработал пропеллер на корме и унес «Ирбис» на противоположный берег.