Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 января 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11127/

Дворник­2: триллер с продолжением

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР

Иногда жёлтые СМИ поднимают вокруг некоего события такой шум, что кажется, будто происходит нечто более важное, чем наступление зимы или лета. Но назавтра, после того как завернут селёдку в последний номер газеты с «сенсацией» на первой странице, наступает мёртвая тишина. Классический пример – премьера «Ночного дозора». Визгу было на весь мир, грозились Голливуд затмить, а лопнул «блокбастер» как мыльный пузырь, канул в Лету, и никому на свете не интересно, что там за «бес ходил дозором у соседки под забором».


А бывает и наоборот: мелькнёт в газетах простенькая на первый взгляд бытовая заметулька, а люди не успокаиваются, обрывают в редакциях телефоны, письма шлют, ругаются, восхищаются. Уже больше месяца назад, 6 декабря, в «Северном крае» была опубликована статья «У семи нянек пешеход без ноги». Речь шла всего лишь о том, что с ярославских улиц недостаточно хорошо убирают снег и наледь... И вдруг выяснилось, что проблемы дворников – это вам не какой-то там «ночной позор», это насущное, животрепещущее! Откликов на статью поступило столько, что элементарная этика требует продолжить тему.

НЕ ДВЕ! БОЛЬШЕ, ГОРАЗДО БОЛЬШЕ!

Самым авторитетным и высокопоставленным из жителей Ярославля, так или иначе взволнованных обсуждением «дворницкой» проблемы, стал Михаил Валентинович Зайкин, директор «Яркомсервиса». Он разъяснил суть проблемы и отметил допущенные в статье неточности.

Самая серьёзная, по мнению уважаемого господина директора, ошибка содержалась во фразе: «...Была предпринята попытка пересчитать центральные улицы Ярославля, на которых снег и лёд счищены по высшему разряду – до асфальта. Оказалось, что их две(!): местный Арбат – улица Кирова – и ничтожный кусочек Республиканской, угадайте где? Правильно, перед Кировской администрацией!»

Михаил Зайкин объяснил, что на момент появления в печати «антидворницкой» статьи улица Кирова как раз и представляла из себя нечто, напоминающее гибрид катка и полосы препятствий, но за её чистоту отвечает отнюдь не «Яркомсервис», а «Горзеленхоз». А иных идеально отчищенных фрагментов тротуара в Кировском районе Ярославля не два, а гораздо больше! Например, перед почтамтом. После того как осенью 2007 года ответственность за уборку этого (ранее – вечно неровного, скользкого и грязного) участка взял на себя «Яркомсервис», тротуар перед почтамтом преобразился. Он безопасен для ног и приятен глазу.

«Яркомсервису» вообще есть чем заслуженно гордиться. Четыре года назад эту сугубо частную, коммерческую фирму в порядке эксперимента допустили к важнейшему делу уборки улиц. Глубоко передовой рыночной идее привлечения коммерсантов к борьбе за чистоту в мэрии придавали особое значение. Достаточно сказать, что молодую фирму поддерживал и опекал сам первый заммэра Сергей Ястребов.

За четыре года «Яркомсервис» доказал, что ставку на него сделали не зря. Начинали работу с небольших участков на улицах Свободы, Городской вал и ряде других. Теперь площадь убираемых территорий выросла в несколько раз. Контракты на уборку охотно заключают такие серьёзные учреждения, как почтамт, Дом одежды на Первомайской, банки, в конце концов и сама мэрия.

САНИТАРЫ ВО ВСЕОРУЖИИ

Техническая оснащенность санитаров наших улиц всё крепчает и крепчает. Уже чистят центр Ярославля девять «яркомсервисовских», купленных на собственные прибыли тракторов. А год назад были приобретены ещё и отбойные молотки. Без них бороться с наледью довольно затруднительно, а с ними – можно и до асфальта отчищать, не хуже, чем в Москве.

Таких чудес техники, как новые молотки, по словам Михаила Зайкина, пока ещё нет в других организациях, несущих трудную вахту уборки, – только в «Яркомсервисе». За состоянием обычного инструмента здесь также следят очень ревностно. Еженедельно проверяют, в каком состоянии у дворников метлы, ломы и прочее личное оружие. Приваривают старые топоры к ломам, чтобы удобнее было лёд скалывать. Дважды в неделю развозят соль. Одним словом, забота о чистоте постоянная и неусыпная, благо есть кому заботиться. В «Яркомсервисе» 14 мастеров, с семи утра до часу дня практически беспрерывно передвигающихся по участкам, контролирующих, ставящих дворникам задачи. И мастеров, и водителей обеспечивают мобильной связью – фирма выдает «рабочие» сим-карты и оплачивает служебные переговоры.

Дело развития зашло настолько далеко, что, по словам Михаила Зайкина, по некоторым аспектам юридической деятельности (система договоров) «Яркомсервис» считается самой передовой фирмой во всем ЦФО! Аргументы Михаила Валентиновича убедительны и неопровержимы. Руководимая им фирма, несомненно, хороша. Работа кипит, как это прекрасно видно на снимке.

Однако на другом снимке (на 2-й странице) – участок улицы Советской. Отлично видно:чтобы пройти здесь и не растянуться во весь рост, надо быть незаурядным эквилибристом. В двух шагах от этого безобразия – и мэрия, и областная Дума, и «Белый дом»... Что уж там говорить об окраинах Ярославля! Неудивительно, скажем прямо, что на разгромную статью от 6 декабря обиделся один «Яркомсервис», убирающий в основном центр города, а брагинские, перекопские, заволжские РЭУ и иже с ними молчат как партизаны. Молчат, потому что сказать нечего.

Конечно, Михаил Зайкин, увидев снимок ледяного панциря на Советской, может совершенно резонно заявить, что «снимок сделан не в момент написания статьи», то есть не в то время, когда он нахваливал родную фирму, а совсем в другой день. Возможно, эти труднопроходимые метры – вне зоны ответственности «Яркомсервиса». Кто бы спорил! Вот только живём мы не в «Яркомсервисе», а в городе Ярославле и не «в момент написания статьи», а круглый год... И, увы, повседневная среда нашего обитания – это обледенелая Советская и заросшее сугробами Брагино, лужи на переходах, «каток» на остановках.

ПОДСМОТРЕННЫЕ«КАРТИНКИ»

По Красной площади с трудом идёт пожилая женщина. Под ногами у неё – ледяные ухабы. Она ворчит под нос: «Эх, Пенкина бы (директор департамента городского хозяйства) сюда, пусть поскользил бы!»

У здания Ленинского суда, поскользнувшись на сплошном льду, падает мужчина. Встаёт, потирая ушибленный бок, шутит: «А что, удобно! Как надоест падать – недалеко идти, чтобы в суд подавать. Можно просто вкатиться внутрь».

Всё это такие же реальные, подсмотренные в жизни «картинки», как и запечатлённый на победных фото героический и квалифицированный труд работников «Яркомсервиса». Ну, а что ответила на вопрос о том, каково её мнение о состоянии ярославских улиц молодая девушка на костылях, встреченная нашим корреспондентом неподалёку от парикмахерской «Руслан и Людмила» (улица Первомайская), лучше и не вспоминать.

Как же совместить оптимизм директоров и пессимизм пешеходов?

ВОЙНА С МАШИНАМИ

После публикации статьи «У семи нянек... пешеход без ноги» в редакцию «Северного края» звонили не только директора. Телефонировали и простые дворники, жаловались на горькую судьбу. Больше всего тружеников метлы раздражает (особенно в центре) работа чис-тящих дороги машин. По правилам, положено счищать снег с тротуара и отбрасывать его на полметра за бровку (бордюрный камень). В реальной, не всегда подвластной инструкциям и циркулярам жизни снегоочистительные машины вышвыривают счищенный на проезжую часть с тротуара снег обратно – пусть дворник сам разбирается.

Этот процесс войны людей с машинами можно наблюдать почти повсюду. Дворники могут обижаться и негодовать сколько угодно, но помочь им нечем. Проверяющие всегда готовы всыпать подчиняющемуся РЭУ «нерадивому» дворнику «по первое число» за кучи снега на тротуаре. А машины, выбрасывающие эти кучи на тротуар, подчиняются САХу (спецавтохозяйству). О том, чтобы два этих ведомства как-то договорились между собой, и мечтать не приходится.

Уже упоминавшийся Михаил Зайкин, как опытный профессионал, решает проблему просто. Он не требует от дворников тупой, заведомо невыполнимой работы – расчистки пресловутой полуметровой бровки на дороге. Достаточно, чтобы был виден бордюрный камень, а последствия работы «саховских» машин можно будет убрать ближе к оттепелям с помощью новых отбойных молотков. Вот только все ли начальники такие продвинутые, как Зайкин? Не приходится ли дворникам заниматься унизительной, пустой работой? И как это влияет на их старательность? Помнится, в печально известном Освенциме практиковали такую пытку. Заключённых заставляли перевозить кучу песка с одного места на другое и обратно. От абсолютно бессмысленной работы человек «сгорал» за месяц.

ЖГУЧАЯ КОММЕРЧЕСКАЯТАЙНА

А у наших дворников, кроме странных инструкций, есть и иные «стимулы» для служебного рвения. Например, зарплата. Наверное, все уже поняли, что «Яркомсервис» следует принимать за образец того, как надо организовывать уборку города. Михаил Зайкин посетовал, что социальный слой, представители которого готовы махать метлой и скрести лопатой, «всем известен». То есть в дворники идут в основном те люди, которые неспособны устроиться хоть на какую-нибудь другую работу. Прес-тижная, однако, профессия-то... Может быть, хорошие работники отказываются убирать улицы просто потому, что за это унизительно мало платят?

Разговоры о необходимости платить рядовым работникам у нас вообще воспринимают болезненно. Не успел Михаил Зайкин обмолвиться, что ставка у дворников «Яркомсервиса» – 3 тысячи, как на стражу интересов корпорации выступили более бдительные, чем директор, работники: «Мы – коммерческая фирма. И размер зарплаты наших работников – коммерческая тайна». Комментарии, кажется, излишни. Если в одной из лучших фирм города дела обстоят так, то что же творится в обычных РЭУ? Наверное, всё как в том анекдоте: «Что должен делать человек на работе за три тысячи? Ничего. И даже немножко вредить».

Директор «Яркомсервиса» отзывается о «человеческом факторе» как о слабом звене и уповает на то, что число простых дворников удастся сократить. А в мечтах, после настоящей технической модернизации процесса уборки улиц, может быть, и вообще отказаться от услуг ненадёжного «социального слоя». Пусть непьющие трактористы сами справляются. Идея интересная.

Правда, в дореволюционной России (уровня жизни и культуры которой мы пока ещё не достигли) дворник был уважаемым человеком, лицом ответственным, и труд его неплохо оплачивался. А на сытом, цивилизованном Западе (на который мы пытаемся равняться), несмотря на тотальную компьютеризацию и механизацию, в любом нормальном доме держат дворника, консьержа, а при первой же возможности заводят ещё и садовника. И на ненадёжность «человеческого фактора» не жалуются. Наверное, потому, что понимают рыночную экономику как необходимость платить за всё, то есть не только за собственные товары и услуги, но и за чужой труд.

Погода стоит благодатная. Недавно выпавший снежок засыпал часть ледяных полей, которые в Ярославле, по странному недоразумению, именуют тротуарами. В травмопунктах – временное затишье. Однако скоро обещают оттепели. Поэтому простому ярославскому пешеходу не стоит расслабляться. То, что вам сегодня посчастливилось не сломать ногу или не промокнуть в луже – это просто отдых. Как бы перед боем с окружающей действительностью – закономерным результатом нашей отличной работы и больших успехов.

Комментарии