Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 15 января 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11158/

Что светит Волковскому?

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ

Академический театр драмы имени Волкова как любой живой организм за свою долгую жизнь не раз переживал периоды расцвета и пусть не падения, но штиля. Ни в малейшей степени не оспаривая каноническое утверждение Константина Сергеевича Станиславского о том, что «театр – искусство коллективное», все же хочется добавить: коллективное творчество становится искусством лишь тогда, когда во главе оказывается настоящий лидер.


Каждый раз, когда Волков-ский театр заставлял о себе говорить, подъём был связан с конкретной личностью. Не углубляясь во времена «очаковских и покоренья Крыма», вспомним имена наиболее ярких творческих лидеров, руководивших театром за минувшие полвека.

C 1960 по 1978 год во главе коллектива стоял народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С его именем связан значительный этап истории Волковской сцены. Время Шишигина в театре – время творческой увлеченности и небывалого единства труппы.

Пятилетка конца 80-х прошла под звездой режиссера Глеба Дроздова. Он отстаивал театр зрелища и представления, словно угадывая наступающую стихию рынка и коммерциализации зрелищных предприятий. Впервые руководитель первого русского театра столь открыто провозгласил установку на отказ от прежних традиций. С позиций сегодняшнего дня можно по-разному относиться к новаторской для того времени режиссуре Глеба Дроздова, но факт остается фактом: в те годы билеты в Волков-ский не покупали, а доставали.

В начале 90-х театр возглавил режиссер Владимир Воронцов, отразивший в своем творчестве ритмы катастрофического времени. Это был период, когда государство сделало попытку перевода театров на контрактную систему. Владимир Воронцов поддержал новые веяния, но ряд его резких шагов не нашли понимания со стороны труппы. К сожалению, эти административные ножницы для многих заслонили творческий потенциал Владимира Воронцова.

Последнее десятилетие, с 1996 по 2006 год, главным режиссером театра был Владимир Боголепов, воспитанник ярославской театральной школы, в прошлом учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические традиции и художественные завоевания театра, русскую и мировую классическую драматургию.

Ярославская сцена всегда жила солидно и возвышенно. Устойчивое представление о себе как о второй Александринке ощутимо влияет на стилистику театра, чего нельзя не учитывать. С этой особенностью считались и главный режиссер Владимир Боголепов, и директор, народный артист России Валерий Сергеев. Это был удачный и плодотворный союз двух подлинно цельных мастеров Волковского театра, который уверенно вел громоздкий корабль академического театра по намеченному курсу. Но на фоне безусловных удач («Платонов», «Фома», «Игрок», «Гамлет», «Король Лир», «Мудрец», «Чайка») появлялись весьма сомнительные в художественном отношении постановки («Безобразная Эльза», «Дворецкий», «Пылкий влюбленный»), а то и явные провалы – такие как, например, «Сирано де Бержерак».

Однако случилась трагедия: один за другим, безвременно и скоропостижно, оба творческих лидера ушли из жизни. Академический театр драмы имени Федора Волкова осиротел в буквальном смысле этого слова. Нельзя сказать, что коллектив мгновенно оказался на распутье, но некая растерянность от неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне все-таки в воздухе повисла. Естественно, тут же возник вопрос, кто теперь возглавит театр.

В настоящее время обязанности директора театра исполняет Алексей Николаевич Иванов. Он был назначен приказом директора Федерального агент-ства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, однако кандидатура Алексея Николаевича была поддержана и художественным советом театра. Что называется, и «низы», и «верхи» сошлись во мнении к общему удовольствию. Мотивация худсовета, охарактеризовавшего Алексея Иванова как «динамично развивающегося специалиста, высокопрофессионального руководителя», была такова (цитирую протокол заседания худсовета театра от 30 ноября 2007 года): «Благодаря его организаторской воле коллектив театра проявил выдержку, сохранил творческий ритм, производственные процессы развивались согласно плану». Чего же боле? Свой, проверенный кадр. Работает в Волковском около 20 лет, в последнее десятилетие был заместителем директора театра.

Действительно, репертуарные планы, выстроенные Владимиром Боголеповым и Валерием Сергеевым до конца 2007 года, осуществлены полностью. Последняя премьера сезона – спектакль «Ханума» А. Цагарели в постановке народного артиста Армении Александра Григоряна – продемонстрировала высокий творческий потенциал волковцев.

Однако, как нам стало известно из достоверных источников, одновременно с кандидатурой Алексея Иванова на должность директора рассматривается и другая. Это – Олег Вячеславович Березкин, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Международная продюсерская компания» и художественный руководитель негосударственного некоммерческого учреждения культуры «Классный театр», компании «Арт-Клуб XXI» и прочая, прочая.

По имеющимся у нас сведениям, имя Олега Березкина в качестве возможного будущего директора старейшего русского театра было озвучено еще при правлении Анатолия Ивановича Лисицына, и с этим предложением были ознакомлены в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, и сам Олег Березкин даже приезжал инкогнито в Ярославль для проведения рекогносцировки на местности.

Но дальше дело пока не пошло. Говорят, не без давления «снизу», то есть из Ярославля. Варяга по вполне понятным причинам многие опасаются. Хотя, если верить сведущим в этих вопросах профессионалам, к коим, безусловно, относится генеральный продюсер Ярославского камерного театра под управлением Воронцова Юрий Ваксман, «если сложится тандем Олега Березкина в должности директора и сильного художественного руководителя, в Волковском можно ожидать серьезного прорыва». Это – вся имеющаяся на сегодняшний день информация о претендентах на директорское кресло.

Но как ни важна фигура директора, театр не может существовать без художественного руководителя. Это – истина, не нуждающаяся в доказательствах. Тем более, когда речь идет о серьезном репертуарном театре, а не об однодневке-антрепризе. Далеко за примером ходить не надо: достаточно вспомнить, каким был театр юного зрителя, когда творческим процессом там руководил главный режиссер Александр Сергеевич Кузин, и как после его ухода ТЮЗ стал просто концертной площадкой. Причём не только для показа шедевров (вспомним спектакли- «золотомасочники»), но и для разного рода «желтухи» типа полупорнографического «Ledys night». (Впрочем, ситуация в этом театре еще может измениться в лучшую сторону, поскольку там наконец появился художественный руководитель – Роман Мархолиа, хотя пока о переменах говорить рано, слишком мало прошло времени. Но это так, между прочим.)

Что касается Александра Сергеевича Кузина, по мнению многих неравнодушных к судьбе театра людей, вот кто мог бы возглавить труппу. Великолепнейший театральный педагог, блестящий профессионал, страстный проповедник высокодуховного театра, он сегодня является одним из самых востребованных режиссеров страны. Театры выстраиваются к нему в очередь. Он ставит в Москве, Самаре, Рязани, Новосибирске, Питере. (Вот только Ярославля, родного города, почему-то в этой очереди нет.) В Корее поставил «Ревизора», там же, в Сеуле, его ждут на «Короля Лира». Кузинские спектакли неизменно становятся лауреатами самых престижных театральных фестивалей: например, на прошедшем минувшим летом 9-м международном театральном фестивале «Голоса истории» сразу два спектакля, поставленных Александром Кузиным, – «Василий Теркин» в самарском театре «СамАрт» и «Царь Федор Иоаннович» в московском государственном драматическом «Ведогонь-театре» – стали лауреатами, причем «Царь…» получил Гран-при фестиваля.

Причина успеха Александра Кузина в том, что он не идет на компромисс с самим собой и не ставит ширпотреб ради того, чтобы заработать. Как он сам сказал однажды, «я ставлю честные спектакли». Мне кажется, только постановщик «честных спектаклей» и может стать достойным художественным руководителем старейшего русского театра.

Казалось бы, от добра добра не ищут, но...

Несмотря на то, что официальные заявления пока не прозвучали, с очень большой вероятностью можно утверждать, что художественным руководителем Ярославского академического театра драмы имени Федора Волкова станет москвич. Как нам стало известно, чуть ли не на сегодня намечена встреча с коллективом народного артиста России Сергея Яшина.

Сергей Иванович для Ярославля варяг лишь наполовину. Он окончил Ярославское театральное училище, затем режиссер-ский факультет ГИТИСа (курс знаменитого мастера сцены, народного артиста России профессора Андрея Гончарова). К слову, был однокурсником и другом Владимира Боголепова и в училище, и в ГИТИСе. Работал режиссером в Центральном дет-ском театре, затем главным режиссером в Театре на Малой Бронной, с 1998 года является художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. Гоголя.

С Волковским театром Сергей Иванович Яшин хорошо знаком. Совместно с Владимиром Георгиевичем Боголеповым он ставил на ярославской сцене спектакли «Горячее сердце» и «Бешеные деньги» по пьесам Островского.

Если состоится вступление Яшина в должность художественного руководителя академического театра имени Волкова, пост худрука Московского театра имени Гоголя также пока останется за ним, подобное «совместительство» сейчас в театральных кругах столицы не редкость. Другое дело, что Московский драмтеатр в ближайшее время планируют закрыть на серьезную реконструкцию, и, более того, нет никакой уверенности в том, что труппа сможет вернуться в обновленное здание. Не это ли обстоятельство стало основной мотивацией для Сергея Ивановича, чтобы приехать в Ярославль? Если дело обстоит именно так, то ситуация складывается не очень красивая: ведь каждому, и театру в том числе, хочется, чтобы его любили и ценили за его достоинства, а не потому, что кому-то нужен «запасной аэродром».